Регистрация Войти
Вход на сайт

Валерия Лутковская: "Пытки в СИЗО скоро исчезнут за ненадобностью"

8 мая 2013 19:30

Валерия Лутковская: "Пытки в СИЗО скоро исчезнут за ненадобностью"Ровно год назад Валерия Лутковская пробивалась в свой офис. Говорят, пробивалась буквально - пришлось сбивать запоры, оставшиеся от предыдущей хозяйки, Нины Карпачевой. 

- Один из замков, кодовый, еще остался, - призналась Лутковская. - Не хочется портить двери в секретариате. А обязательный личный прием граждан ведется уже целый год - по вторникам, вне зависимости от жары, снежных заносов или усталости наших сотрудников. Замков нет - прошу на прием.

Читатели "КП" общались с омбудсменом в телефонном режиме целый час. Вопросы задавали самые разные - и наиболее интересные ответы мы публикуем. 

"Ни разу не слышала об избиениях в суде" 

- Год назад правозащитники били в набат - утверждалось, что практика пыток в СИЗО, милиции была обычным делом. Удалось ли ее изжить? 

- То, что начал работать национальный превентивный механизм против пыток, пожалуй, самое важное достижение. Представители общественности получили доступ в СИЗО, есть наработанная практика визитов и наши рекомендации. Мы стали максимально открытыми для неправительственных организаций. При каждом представителе омбудсмена работают экспертные советы по приоритетным вопросам. Они помогают нам писать заключения по резонансным законопроектам депутатов, например. Действует и консультативный совет из 28 человек - это представители общественных организаций, профсоюзов, СМИ. Изменились и подходы к обращениям граждан. Раньше их попросту пересылали в соответствующую инстанцию без обратной связи с офисом уполномоченного по правам человека, сейчас мы анализируем ответы. Если они нас устраивают - отправляем обратно гражданину. Нет - продолжаем переписку, пока не добиваемся нужного результата. 

А касательно явления пыток уверена, что благодаря вступлению в силу нового Уголовно-процессуального кодекса они со временем исчезнут за ненадобностью. Раньше это явление имело место в связи с желанием выбить так называемую явку с повинной. Сейчас же согласно новому УПК получение работниками правоохранительных органов "явки с повинной" в принудительном порядке теряет смысл, поскольку все эти усилия будут нивелированы стороной защиты во время судебного разбирательства. А я еще ни разу не слышала, чтобы кого-нибудь избивали в суде. 

- И часто обращаются заключенные? Какие конкретные проблемы вы помогли решить? 

- Жалуются на неэффективную медпомощь, условия содержания, просят помочь изменить меру пресечения с содержания под стражей на любую другую. Но - увы - я по закону не имею права вмешиваться в судебный процесс. Вопросы о виновности или невиновности мы не рассматриваем: объясняем, что осужденному нужно подавать апелляцию либо кассационную жалобу. А если просьбы касаются медпомощи - вмешиваемся сразу. Чаще всего удается добиться медобследования, адекватной помощи. Если просьба очень срочная, немедленно связываемся с соответствующей службой в пенитенциарном ведомстве. 

"Ментальность в СИЗО меняется медленно" 

- Помните фильм Константина Усова об ужасных условиях в Лукьяновском изоляторе? Там хоть что-то поменялось? 

- Автор фильма поднял две проблемы: условия содержания - грибок на стенах, например (киевскому СИЗО уже 150 лет. - Авт.). И это изменить сложно, ведь тратить много денег на решение проблемы государство не может. Необходимо строить новый изолятор за пределами Киева, а старые здания перепрофилировать. 

Вторая проблема - взаимоотношения между сотрудниками СИЗО и вверенными им людьми. Здесь есть прогресс: ментальность работников хоть и медленно, но меняется плюс контроль со стороны уполномоченного и общественности стал лучше. Мы можем в любой момент зайти к заключенному и послушать, что он рассказывает о неформальных отношениях в изоляторе. 

- В СИЗО годами ждут приговоров - часто даже дольше, чем собственно срок наказания. Как это прекратить? 

- Самый длительный срок, с которым я столкнулась, равнялся 11 годам пребывания в СИЗО. И мы можем только обращаться к суду с рекомендательным письмом - указываем практику Европейского суда, где дело должно быть рассмотрено в разумные сроки. Чаще всего это срабатывает. 

- Защищает ли Украина детей, усыновленных иностранцами? Может, нужно выйти из Гаагской конвенции, которая помогает скорее тем, кто взял их на воспитание, чем защищает права самих маленьких украинцев? 

- Законов, которые бы обеспечивали стопроцентный контроль над такими детьми, нет. Да, наши посольства обязаны следить за ними - но когда ребенок усыновляется, он входит в другую семью, и она вовсе не обязана сообщать дипломатам об условиях проживания, самочувствии, адаптации деток к новой среде. Проблема большая. Я приветствую внесение президентом в парламент проекта закона о ратификации Конвенции о межгосударственном усыновлении. Это единственный международный договор, который дает реальную возможность проследить, как сложится жизнь ребенка в новой семье за границей. Надеюсь, Рада ее поддержит. 

- Как вы относитесь к законодательной инициативе депутатов Верховной Рады ограничить, а то и вовсе запретить проведение абортов? 

- Лично я - негативно. Опыт запретов абортов в прошлом нашей страны уже был, во времена Иосифа Сталина. Как следствие - искалеченные судьбы женщин, которые подпольно избавлялись от нежеланного ребенка. Человеческая природа, увы. 

Проблему нужно решать с морально-этической стороны, объясняя женщине, какое это счастье - появление ребенка. А также помогая каждой семье экономически: должна быть уверенность в том, что ни один ребенок не останется без помощи государства, даже если мать будет воспитывать его самостоятельно. 

VIP-заключенные жизнь не усложняют 

- Расскажите, пожалуйста, о судьбе резонансных заключенных: Игоря Слисарчука, Игоря Завадского. У аккордеониста, говорят, совсем зрение село - есть ли шансы выйти на свободу по потере здоровья? 

- По делу Игоря Завадского была жалоба на условия содержания и неоказание медпомощи. Мы вопросом занялись, и ему помогли. В течение последних 6 месяцев он больше не жаловался, а вопрос о возможности выйти на свободу - не ко мне, а к суду. Слисарчук жалоб не подавал. 

- Все-таки было ли нарушение закона в вашей просьбе к президенту помиловать Юрия Луценко? 

- Я считаю, не было. Президент согласно Конституции имеет право помиловать гражданина, а уполномоченный по правам человека согласно закону и присяге действует в интересах прав и свобод человека. И случай с Юрием Луценко был не первым, мы и раньше обращались в комиссию по помилованию, либо просто поддерживая ходатайства осужденных, либо выступая инициаторами ходатайства. А в будущем разработаем соответствующую методику. 

- Какие у вас отношения с экс-министром? Лично общались часто? 

- Сказать, что дружим, не могу - это было бы слишком громко. Отношения рабочие. Я несколько раз без предупреждения наведывалась в киевское СИЗО, Менскую колонию. Пару раз посещала Юрия Витальевича после жалоб от его супруги на медобеспечение. А после освобождения поговорили по телефону.

kp.ua

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: