Астрономы проследили за трапезой сверхголодной черной дыры (ФОТО)

8 февраля 2017 18:15
Астрономы проследили за трапезой сверхголодной черной дыры (ФОТО)Астрономы проследили, как сверхмассивная черная дыра в течение более одиннадцати лет с большим аппетитом «переваривает» разорванную ею звезду.

В своем исследовании ученые использовали как свежие, так и архивные данные, которые были получены космическими обсерваториями «Чандра», «Сфифт» и «XMM-Newton». «Мы стали свидетелями эффектной и продолжительной смерти звезды. С 1990 года обнаружены десятки событий приливного разрушения звезд, но ни одно из них не было таким длительным и ярким», – пишут авторы исследования.

Началось с того, что в созвездии Девы, на расстоянии около 1,8 миллиардов световых лет от Земли, была открыта галактика SDSS J1500+ 0154. В 2005 году галактика, по размерам сопоставима с Большим Магеллановым Облаком, неожиданно стала «светится» в рентгеновском диапазоне, при этом яркость её постоянно возрастала и в 2008 году стала, по крайней мере, в 100 раз ярче в рентгеновских лучах.

Проанализировав все данные, ученые пришли к выводу, что сверхмассивная черная дыра в центре SDSS J1500+ 0154, чья масса превышает солнечную примерно в миллион раз (что немного для СЧД), разорвала звезду, подошедшую к ней слишком близко. При этом дыра «питается» останками звезды на удивление долго, уже более 11 лет – это самое большое время «обеда» зафиксированное астрономами в космосе.

Однако самое интересное кроется в том, что «аппетит» черной дыры в SDSS J1500+ 0154 стабильно выше так называемого предела Эддингтона – количества материи, которую может поглотить черная дыра. То есть дыра накапливает свою массу гораздо быстрее, чем утверждают теории.

Читайте также: Ученые обнаружили таинственный космический объект, передвигающийся со сверхскоростью

Если это так, то сверхмассивные черные дыры могут увеличиваться за счет потребления материи, превосходя при этом предел Эддингтона. Это очень важно, так как теперь можно объяснить, как сверхмассивные черные дыры достигли массы в миллиарды масс Солнц, когда Вселенной было всего несколько миллиардов лет.

Астрономы проследили за трапезой сверхголодной черной дыры (ФОТО)