Элованоиды – светлое будущее нейропротекции

16 июля 2017 15:40
Элованоиды – светлое будущее нейропротекцииОбнаружен новый класс медиаторов или биохимических триггеров, которые назвали элованоидами (ELVs). Это биологически активные сигнальные вещества на основе омега-3 жирных кислот, которые высвобождаются в ответ на клеточное повреждение.

Это открытие – первое свидетельство существования элованоидов, которое показало их важную роль в защите и поддержании ретинального пигментного эпителия (РПЭ), а также в выживании фоторецепторной клетки. Работа опубликована в Scientific Reports.

Это исследование раскрывает биохимические механизмы того, как клетки защищаются от угрожающего повреждения. Декомпенсированный окислительный стресс часто представляет собой самое раннее событие, связанным с гибелью клеток сердца, нейронов, сетчатки и ретинального пигментного эпителия. Сетчатка вообще находится под постоянным стрессом, а людей, имеющих с ней проблемы – сотни тысяч.
«Мы обнаружили, что элованоиды имеют уникальную структуру и что они усиливают экспрессию белков про-выживания в клетках, где происходит окислительный стресс», — говорит доктор Николас Базан, профессор и директор Нейронаучного центра превосходства при университете Луизианы, возглавлявший исследование.
Элованоиды – светлое будущее нейропротекции
Первичный человеческий ретинальный пигментный эпителий. (а) Конфокальная микроскопия. (б) Световая микроскопия разных пассажей в культуре. Масштаб – 50 мкм. Источник: Bazan et al./Scientific Reports.

В лаборатории Базана обнаружили, идентифицировали и структурно охарактеризовали новый класс молекул в человеческом пигментном эпителии сетчатки. Они классифицируются как посредники и синтезируются из докозагексаеновой кислоты (ДГК). Она в сетчатке присутствует в изобилии, а также служит в качестве прекурсора (производного) сигнальных молекул, называемых докозаноидами, которые способствуют стабильности и клеточному равновесию, защищая клетки.

Докозагексаеновая или эйкозапентаеновая жирная кислота, содержащая 26-атомную углеродную цепочку, взаимодействовуют с помощью «растягивания» фермента ELOLVL4, экспрессирующегося в клетке фоторецептора. Мутации в гене ELOVL4 приводят к потере зрения и нейрональной дисфункции. Это имеет значение для разработки новых методов лечения таких состояний, как болезнь Штаргардта (жёлтопятнистая абиотрофия сетчатки) и других форм дегенерации сетчатки.

Базан и его команда обнаружили, что элованоиды синтезируются из 32 или 34-углеродных жирных кислот-прекурсоров естественным образом в клетках человеческого пигментного эпителия сетчатки. Большинство известных липидных посредников – производные 18-, 20- или 22-углеродных жирных кислот, в том числе простагландины, лейкотриены, липоксаны, эндоканабиноиды и докозаноиды. Элованоиды по структуре напоминают их, но обладают разными физико-химическими свойствами, а также регулируется разными биосинтетическими путями. Более длинные элованоиды могут достигать и связываться в течение более длительного периода времени с рецепторами в клетках, что необходимо для их выживания.