Астрономы нашли пульсар в источнике ультраяркого рентгеновского излучения

28 сентября 2016 09:50
Астрономы нашли пульсар в источнике ультраяркого рентгеновского излученияАстрономы обнаружили новый высокоскоростной пульсар в составе переменного ультраяркого рентгеновского источника, известного как NGC 7793 P13.

Пульсары представляют собой быстро вращающуюся нейтронные звезды, которые извергают энергию в пространство вокруг себя. Такие нейтронные звезды образуются после исчерпания источников термоядерной энергии в недрах обычной звезды, массой более 20 масс Солнца. Поскольку источники термоядерной энергии отсутствуют, устойчивое равновесие звезды становится невозможным и начинается катастрофическое сжатие звезды к центру — гравитационный коллапс. Если исходная масса звезды не превышает некоторой критической величины, то коллапс в центральных частях останавливается, и образуется горячая нейтронная звезда, если превышает, то коллапс продолжается, и образуется черная дыра. Пульсары излучают в космос потоки излучения, начиная от радиоволн до ультравысоких гамма-лучей.

Ультраяркие рентгеновские источники (ultraluminous X-ray source, ULX) являются точечными источниками излучения в космическом пространстве, которые в рентгеновском диапазоне светятся настолько ярко, что кажется, там вместе собрали более чем миллион звезд, подобных Солнцу. Хотя эти источники менее яркие, чем активные ядра галактик, их яркость, тем не менее, выше, чем яркость, соответствующая любому другому известному астрономам процессу, связанному со звездами.

Источник ультраяркого рентгеновского излучения NGC 7793 P13 (он же XMMU J235751.1–323725) находится в спиральной галактике NGC 7793, расположенной на расстоянии примерно 12,7 миллиона световых лет от Земли в созвездии Скульптор. Исследования показали, что в составе ULX-источника находится пульсар около 1,4 солнечных масс с периодом вращения в 0,42 секунды и обычная звезда массой около 20 масс Солнца, у которой он активно заимствует материю, при этом сильно разогреваясь и выделяя огромное количество энергии. Орбитальный период системы составляет предположительно 63 дня. NGC 7793 P13 стал третьим по яркости ультраярким источником, обнаруженным учеными во Вселенной в настоящее время.

Читайте также: Ученые анонсировали синтез 119 и 120 элементов таблицы Менделеева в 2019 году

Открытие поможет ученым лучше разобраться в природе объектов ULX, так как ранее считалось, что за их происхождение в основном ответственны активно питающиеся черные дыры. Кроме того, как отмечают авторы исследования, светимость NGC 7793 P13 превышает так называемый предел Эддингтона, определяющий максимальную светимость, которую может иметь аккрецирующий компактный объект. Возможно, это указывает на присутствие в источнике еще некого объекта, который также поглощает материю.
Источник: kosmos-x.net.ru