На что готов пойти Путин, чтобы отговорить Украину от евроинтеграции
Обострение торговых отношений между Россией и Украиной будет иметь продолжение в политической сфере. В Кремле осознали, что наша страна не собирается быть всегда послушной, поэтому предпримут решительные меры для обеспечения лояльности официального Киева.
Необъявленная экономическая война может оказаться лишь артиллерийской подготовкой перед началом крупномасштабных действий России в украинском направлении. Впрочем, не исключено, что она станет лишь сигналом к действиям другого свойства. Следует напомнить, что Россия претендует на статус сверхдержавы, а ее отношения с Соединенными Штатами и Европейским Союзом оставляют желать лучшего. Сомневаюсь, что Москва готова к диалогу с Западом в формате «холодной войны», для этого у нее нет экономических аргументов. До проведения Зимних Олимпийсмких игр в Сочи Москва не станет пренебрегать правилами политического приличия, скорее, она будет загребать жар чужими руками, благо контрагентов в Украине у нее хватает.
Поддержка финансовыми, медийными и организационными ресурсами курса на дестабилизацию ситуации в Украине позволит Владимиру Путину сохранить привычно отрешенный вид в ответ на возможное недоумение в Вашингтоне и Брюсселе российской политикой по отношению к Украине. В этом свете постоянное продвижение «Украинского выбора» во главе с Виктором Медведчуком выглядит отвлекающим маневром, стремление поставить дымовую завесу перед реальным кандидатом, на которого поставит Россия. Слишком уж нарочито кум Владимира Путина продвигает его интересы в Украине.
Лидерам украинской оппозиции предстоит в ближайшее время сдать экзамен на наличие собственной гордости и способность давать отпор предложениям, от которых сложно отказаться. Не исключаю, что российские эмиссары уже предложили «полную тайну вкладов» при максимальной эффективности использования ресурсов каждому представителю оппозиционного триумвирата. Вспомним беззубость «Свободы» и лично Олега Тягнибока по принципиальным вопросам российско-украинских отношений, российских консультантов, которые вели президентскую кампанию Арсения Яценюка, и умение Виталия Кличко дружить со всеми, чтобы понять, что такой сценарий не является безосновательным и фантастическим. Хорошо известно и об особых отношениях Юлии Тимошенко с Владимиром Путиным. Лидера украинских коммунистов Петра Симоненко не приходится считать оппозиционером, но он и без того давно находится на коротком российском поводке.
Но не все трагично. Своими действиями Россия невольно дарит субъектам украинского политического процесса шанс показать, что они являются государственными деятелями, а не политиканами. Очевидно, что речь идет не о консолидации вокруг Виктора Януковича, а о способности использовать исторический шанс, выйти более сильными из кризисной ситуации. Это дорогой подарок, ведь в государстве, где 22 года равнялись на тех, кто называл себя лидерами, трудно сформулировать национальные интересы. Российское давление может стать катализатором формирования украинского политического поля, с определенными правилами игры и способностью защищать свои интересы. Способностью, которой украинским политикам хронически не хватает на протяжении тысячелетий.
Но верным будет и другое утверждение: если украинские политики окажутся не способными подняться над конкуренцией ради защиты национальных интересов, им уже в обозримом будущем придется давать ответ на качественно другие вызовы, бороться за сохранение суверенитета и территориальной целостности. Россия слишком заинтересована в том, чтобы избавиться от влияния Украины на постсоветском пространстве, поэтому не будет ограничиваться полумерами. На свой День Независимости Украина заранее получила от стратегического партнера подарок, который трудно назвать однозначным.