Итоги визита Лаврова: Украина осталась при своем мнении
Как сообщает российский Коммерсант, визит Сергея Лаврова и Леонида Кожары в Черновцы стал очень важным событием как для этого украинского города неподалеку от румынской границы, так и для местных националистов. Последние встали на пути следования кортежа российской делегации с флагами Евросоюза, давая понять, что Украина избрала иной путь.
Несколько десятков сторонников движения "Свобода" промаршировали от центральной площади города к Черновецкому национальному университету, главный корпус которого стал местом проведения заседания подкомитета по международному сотрудничеству российско-украинской межгоскомиссии. С плакатами "Будущее Украины — в Европе" и "Дадут газ — заберут волю" они прорывались на территорию вуза, но были остановлены милицией. К приезду кортежа манифестантов оттеснили на одну из близлежащих улиц, откуда министрам их было не видно, зато слышно хорошо, особенно их дружные выкрики "Позор!".
Украинские власти всячески старались сгладить эффект от выступлений националистов и регулярно напоминали гостям о том, что им здесь рады. "В межгосударственных отношениях значительную роль играет личная химия,— заверил коллегу Леонид Кожара.— Наша первая встреча с момента моего вступления в должность министра иностранных дел позволила определить дружественную атмосферу в наших отношениях".
Взаимные заверения в дружбе продолжились и на следующий день. "Убежден: вместе мы можем многое",— заявил в своем выступлении Сергей Лавров после присуждения ему звания почетного доктора наук. Степень он получил не за научные достижения, а за поддержку номинации главного корпуса вуза, ранее служившего резиденцией митрополитов Буковины и Далмации, на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Такое же почетное звание было присуждено и Леониду Кожаре.
Сергей Лавров рассказал студентам и преподавателям, что обсудил с украинскими коллегами вопросы взаимодействия между консульскими службами двух стран, совместное противодействие новым вызовам и угрозам, азово-керченское урегулирование, а также сотрудничество в международных организациях. Под последним, прежде всего, подразумевалась ОБСЕ, председателем которой 1 января стала Украина. Сергей Лавров сообщил, что конкретные вопросы, связанные с деятельностью этой организации, он обсудит со своим украинским коллегой уже в Москве.
Несмотря на тональность заявлений министров, эксперты напоминают, что как минимум один серьезный раздражитель в отношениях Москвы и Киева остается. "Украина хочет, полноценно не вступая в Таможенный союз, получить преференции по отдельным направлениям. Москву такой формат категорически не устраивает,— пояснил украинский политолог Дмитрий Понамарчук.— В частности, Россия отвергает любую возможность переговоров по снижению цены на газ для Украины без ее присоединения к союзу".
"Мы не заставляем Украину вступать в Таможенный союз,— заверил источник, близкий к российской делегации.— Конечно, с геополитической точки зрения это было бы желательно для нас, но в противном случае никто слезы лить не будет. Мы лишь хотим от Киева определенности по данному вопросу".
Из-за отсутствия каких-либо подвижек по Таможенному союзу украинская сторона даже заранее попросила журналистов не задавать министрам вопросов на эту тему. Впрочем, вчера о перспективах интеграционного проекта России, Белоруссии и Казахстана заговорил сам Сергей Лавров. "Все основные задачи по обеспечению функционирования Таможенного союза выполнены. Наше объединение уже приносит конкретную практическую выгоду",— объявил российский министр, после чего предостерег от "попыток искусственного противопоставления интеграционных процессов" в Европе. "Наши соседи не должны ставиться перед искусственным выбором между "западным" и "восточным" векторами развития",— предупредил он.
Дмитрий Понамарчук уверен, что никаких изменений в отношениях Киева с Россией не следует ожидать как минимум до 25 февраля — в этот день на саммите Украина—ЕС должно быть подписано соглашение о завершении первого этапа перехода к безвизовому режиму. Впрочем, как считает эксперт, Киев и дальше будет проводить "многовекторную внешнюю политику с более благожелательным отношением к Москве, чем к Западу".


