Ученые нашли причину ухудшения памяти и внимания

25 августа 2016 10:20
Ученые нашли причину ухудшения памяти и вниманияИсследователи из Ноттингемского университета (Великобритания) нашли причину ухудшения памяти и внимания при болезни Альцгеймера, шизофрении и старческом слабоумии.

Как ни странно, дело оказалось не в затухании деятельности некоторых регионов мозга, а наоборот, в их активности из-за возникающего химического дисбаланса. Результаты исследования, проведенного группой специалистов под руководством Тобиаса Баста (Tobias Bast), опубликованы в журнале Cerebral Cortex.

Известно, что нейроны взаимодействуют между собой с помощью биологически активных химических веществ, нейромедиаторов. В зависимости от действия они бывают двух типов: возбуждающие активность нейронов и тормозящие ее. Важнейший тормозящий нейромедиатор центральной нервной системы — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), не дающая нейронам излишне возбуждаться и реагировать на малозначимые сигналы.

Ранее в ходе клинических исследований врачи отмечали, что у пациентов с болезнью Альцгеймера, старческим слабоумием другого происхождения и шизофренией наблюдается повышенная активность гиппокампа — области мозга, прежде всего отвечающей за переход кратковременной памяти в долговременную, то есть за закрепление воспоминаний. Но с чем связана такая активность и как именно она влияет на угасание интеллекта, было не ясно.

Баст и его коллеги провели серию экспериментов на крысах, в гиппокампе которых предварительно был «выключен» процесс синтеза ГАМК, то есть отсутствовал тормозящий возбуждение нейронов фактор. В результате нейроны гиппокампа были перевозбуждены, а животные демонстрировали те же нарушения памяти и внимания, что и пациенты с нейродегенеративными заболеваниями. Это говорит о том, сделали вывод исследователи, что в основе интеллектуальных нарушений при этих болезнях лежит именно химический дисбаланс. Дефицит ГАМК приводит к перевозбуждению нейронов гиппокампа и нарушению его работы.

«Полученные данные свидетельствуют, что феномен памяти основан на хорошо сбалансированной активности нейронов в гиппокампе, отклонения в ту или иную сторону одинаково опасны и вызывают нарушения, — отметил Баст. — Это важное открытие, поскольку традиционно считается, что нарушения памяти связаны со снижением активности или патологическими изменениями в гиппокампе».