Регистрация Войти
Вход на сайт

Как бороться с пытками в милиции

19 апреля 2013 07:30
3

Как бороться с пытками в милиции«Международная амнистия» заявляет о массовых пытках в украинской милиции. Правоохранители категорически с этим не согласны. На чьей же стороне правда?

Милицию должно «судить» Национальное бюро расследований.

Общеизвестно, что украинские правоохранительные органы далеки от совершенства и не критикует их только ленивый. Но одно дело, если милиция не справилась с расследованием уголовного дела по угону велосипеда, а совсем другое — если в милиции бьют людей.

11 апреля международная правозащитная организация Amnesty international представила свой отчет о том, как в МВД искореняют такое позорное явление как пытки задержанных. Судя по данным этого отчета – почти никак.

В отчете авторитетной международной организации сказано, что за прошлый год в органы прокуратуры поступило более 114 тысяч жалоб граждан на милицию. Из них только 1750 были расследованы, в результате чего было возбуждено 320 уголовных дел против 438 сотрудником МВД.

В Amnesty international утверждают, что такой низкий показатель реагирования прокуратуры на противоправные действия милиционеров обусловлен конфликтом интересов двух ведомств. Координатор кампаний Amnesty international Макс Такер поясняет этот конфликт интересов тем, что у органов прокуратуры и милиции частично совпадают функции, а именно — и те, и другие занимаются расследованием преступлений.

По мнению экспертов Amnesty international, решить проблему с пытками в милиции может только создание новой, независимой от милиции и прокуратуры, организации. Другой представитель «Международной амнистии» Давид Жожекс считает, что функции защиты граждан от противоправных посягательств милиции должно взять на себя Национальное бюро расследований, создание которого прописано в новом Уголовно-процессуальном Кодексе.

Миссия Amnesty international намерена обратиться с такими предложениями к руководству Генеральной прокуратуры и к чиновникам Администрации Президента Украины уже в ближайшее время.

Статистика Amnesty international, как «средняя температура по больнице»

В самой же милиции категорически отрицают, что избиение задержанных превратилось в эпидемию. Заместитель начальника Департамента кадрового обеспечения, начальник Инспекции по личному составу МВД Богдан Лизогуб представил совсем другие статистические данные: «Меня трудно заподозрить в симпатиях к недобросовестным работникам МВД, но я хочу сказать, что стотысячная цифра, озвученная Amnesty international как показатель незаконного насилия и пыток в милиции, не соответствует действительности».

Начальник Инспекции пояснил, что в статистику Amnesty international включены все жалобы по тому или иному поводу на действия милиции, адресованные органам прокуратуры. А на самом деле за прошлый год за пытки было осуждено шесть милиционеров, а в 2011 году – десять. За превышение власти в 2012 году судимость получили 97 работников МВД, а в 2011-м – 85. При этом в прошлом году оправдали четырех милиционеров, обвиненных в пытках. Также Лизогуб рассказал, что не подтверждается от 30 до 50% заявлений о пытках в милиции. «Такая статистика, как у Amnesty international, это — разжигание образа врага, что милиция — это сплошная пыточная комната».

На вопрос нашего издания каков же мотив у Amnesty international «разжигать образ врага» из МВД, начальник Инспекции ответил: «Я не говорю, что у Amnesty international могут быть какие либо меркантильные интересы. А вот что касается интересов имиджевых, то, мне кажется, что дело именно в них. Это – имиджевый интерес правозащитника. Но, действительно, Amnesty international — это мощная организация, давно известная во всем мире, и мы заинтересованы в сотрудничестве с ней».

Лизогуб добавил, что руководство МВД не отрицает фактов пыток в милиции, и готово реагировать на подобные факты, в том числе — и обнародованные Amnesty international, «но давайте оценивать факты объективно, а не оперировать «вероятными» цифрами. Нет такого государства в мире, разве что, исключая тоталитарные режимы, где пытки в правоохранительных органах имеют большой вес во всем массиве преступности», — подытожил он.

Должна быть выслушана и вторая сторона

Неужели Amnesty international ошиблась, оперируя общей статистикой? Ведь десяток подтвержденных фактов пыток и сто случаев превышения полномочий против сотни тысяч случаев грубейшего нарушения прав человека — разница, согласитесь, колоссальная. За разъяснениями мы обратились к исполнительному директору Amnesty international в Украине Татьяне Мазур.

«В любом случае, – говорит Т. Мазур, – соотношение количества жалоб на действия милиции с количеством расследований по ним и результатов расследований — абсолютно неадекватно. Мы видим, что на сто тысяч жалоб есть только пару сотен уголовных дел. Поэтому в Amnesty international сомневаются, достаточно ли внимания было уделено каждой жалобе».

Как бы там ни было, но в Amnesty international признали, что у них нет отдельной статистики по количеству жалоб на милицию, связанных именно с пытками, но международные правозащитники утверждают, что даже если бы такая статистика была, она не отобразила бы объективной картины. Т.Мазур говорит, что многие граждане, пострадавшие от рук правоохранителей, боятся говорить об этом, жаловаться, опасаясь преследований и не веря украинскому правосудию.

Наверняка, правда где-то посередине. Действительно, сто тысяч фактов избиения милиционерами граждан — цифра фантастическая даже для такого «правового» государства, как наше, но и слова милицейского начальства о шести фактах пыток в милиции тоже не вызывают доверия.

Как бороться с пытками в милиции. Советы экспертов

Избивают в милиции шесть человек за год или шесть тысяч – это не меняет сути позорного проявления средневековья в европейском государстве. Как с этим бороться и поможет ли Национальное бюро расследований избавиться от палачей в погонах, мы спросили у бывших высокопоставленных милиционеров, правозащитников и судей в отставке.

Так, генерал милиции, народный депутат Геннадий Москаль уверен, что надежды на новый УПК как на способ пресечь пытки в милиции — не оправдались. Но и надежды Amnesty international на Национальное бюро расследований напрасны: «Международная амнистия» слабо разбирается в нашем законодательстве. НБР не будет заниматься пытками, раскрытием убийств. Это орган, расследующий беловоротничковую преступность. То есть НБР должно заниматься коррупцией в высших эшелонах власти», — говорит Г. Москаль.

Побороть пытки в милиции, по мнению генерала, можно при более тщательном подходе к подбору кадров. «Руководство МВД должно смотреть за подчиненными, правильно их подбирать и обучать, а затем контролировать». Но панацеей от произвола в милиции Г.Москаль считает нагоняй милицейскому руководству от Президента: «Достаточно будет, чтобы Президент пригласил руководство силовых структур и, изо всей силы кулаком ударив по столу, сказал: если еще раз кто-то мне напишет о пытках, вы лично, господин министр или глава СБУ, будете уволены в тот же день. И, поверьте мне, – это сработает».

Адвокат Татьяна Монтян также не менее категорична. Однако она считает, что стуком президентского кулака по столу не обойтись. «То, что Национальное бюро расследований поможет побороть пытки в милиции – бредятина. Эти пытки имеют экономическое основание. Людей пытают для того, чтобы они, во избежание пыток, платили как можно больше. Начинать нужно с наведения порядка с имущественными правами, потому что наши правоохранительные органы имеют одну цель: помогать кому-то отжимать чужую собственность. Если имущественные права будут урегулированы, то не будет никакого смысла кого-то бить в милиции. А то, что зачастую бьют людей бедных, так это для того, чтобы поддержать репутацию органов – в милиции бьют всех. Это нужно для того, чтобы люди, имеющие деньги, скорее их несли, чтобы их не били. Вот и все. И никакое законодательство или бюро расследования здесь не поможет», — уверена Т.Монтян.

А вот правозащитник Эдуард Багиров предлагает следовать грузинскому опыту: сделать помещения районных отделений милиции прозрачными в прямом смысле этого слова. «Нужно создать прозрачность там, где закрыто. Я имею ввиду кабинеты и двери. В некоторых странах есть такая практика, и все видят, как полицейский общается с гражданами. Нужно также запретить проводить допросы в райотделах во всех кабинетах, кроме допросных комнат, где должна вестись постоянная видеозапись».

Бывший судья, ныне Народный депутат Владимир Олийнык также считает, что решить проблему поможет прозрачность работы милиции, но — в переносном смысле. «Влиятельные общественные организации, совещательные органы при МВД, аккредитованные журналисты должны иметь доступ в помещения районных отделов милиции, разумеется, кроме оружейных комнат и помещений, где хранится секретная документация. Мне, например, не нравится, когда заходишь в райотдел, а там – блокированные двери. Почему закрыт уголовный розыск, кабинет следователя во время допроса?»

Определенные надежды на изменение ситуации с пытками народный депутат возлагает и на новый УПК. По его словам, раньше в милиции били людей, чтобы выбить из подозреваемого явку с повинной, теперь же, не подкрепленная доказательствами, она не имеет никакого процессуального значения. Не отрицает В.Олийнык и кадровых проблем, ведущих к изуверству по отношению к задержанным: «В милицию попадали люди с не совсем здоровой психикой. Нужно, в конце концов, принимать в милицию не по принципу: не поступил в институт — не хочу работать — пойду в милицию. Необходимо поднимать престижность милицейской работы. А это значит — выйти на рынок труда и отобрать людей со знаниями и моралью».

Итак, в нашей милиции пусть и не массово, но людей действительно избивали и избивают. Все вроде этим возмущены, все что-то предлагают. Остается загадкой – почему воз и ныне там?

pravo-kiev.com

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии: (3)
т 19 апреля 2013 08:14

финансируйте орд а перед этим всех нада разогнать

Цитировать          3
я 19 апреля 2013 08:05

вот когда народ начнет массовый отстрел этих якобы милиционеров,тогда может быть они подумают,что делать дальше,а к этому идет.

Цитировать          2
SSS 19 апреля 2013 07:55

Наша милиция это зажравшиеся, некомпетентные мрази!!!!

Цитировать          1
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: