Убивший динозавров астероид вызвал глобальное цунами – ученые

5 октября 2022 17:00
Убивший динозавров астероид вызвал глобальное цунами – ученыеАстероид, который упал на Землю 66 миллионов лет назад и привел к гибели 75% видов животных и растений, также вызвал глобальное цунами. Как сообщает Space.com, высота образовавшихся волн составляла примерно 1,5 километра.

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Мичигана, показало, что цунами очистило дно океана и оставило геологический след даже в Новой Зеландии – в тысячах километров от места падения астероида. Исследователи провели моделирование, которое позволило им проследить глобальные последствия столкновения астероида Чиксулуб с Землей.

Ученые использовали размеры небесного тела, которые были определены в ходе предыдущих исследований: 14 километров шириной. Оно двигалось на скорости около 43 тысяч километров в час.

Кроме того, исследователи изучили геологическую летопись в 100 различных регионах мира. Среди прочего, они рассмотрели «пограничные участки», представляющие собой морские отложения, появившиеся непосредственно перед и сразу после удара Чиксулуб и массового вымирания, завершившего меловой период. Благодаря этому удалось подтвердить путь и силу цунами, которые были определены в ходе моделирования.

«Это цунами было достаточно сильным, чтобы потревожить и разрушить отложения в океанских бассейнах в половине земного шара, оставив либо пробел в осадочных записях, либо беспорядочную смесь более старых отложений», — заявила одна из авторов исследования Молли Рэндж.

Одни из наиболее интригующих открытий были сделаны командой на расстоянии 12 тысяч километров от кратера Чиксулуб – в Новой Зеландии. Здесь были обнаружены сильно нарушенные отложения, которые называются олистостромальными. До этого они считались результатом местной тектонической активности. Но Рэндж и ее коллеги обнаружили, что возраст и расположение этих отложений согласуются с путем, которым двигалось глобальное цунами.

Моделирование показало, что цунами, вызванное Чиксулубом, должно было распространиться на восток и северо-восток в Северную Атлантику и на юго-запад через Центральноамериканский морской путь, который в то время разделял Северную и Южную Америку, а затем в южную часть Тихого океана.

Некоторые из самых разрушительных последствий цунами случились глубоко под водой. По оценкам ученых, скорость подводных течений в этих и прилегающих районах достигла 0,6 километра в час.

Некоторым районам все же удалось избежать разрушительных последствий цунами. К ним относятся Южная Атлантика, северная часть Тихого океана, Индийский океан и регион, который сегодня является Средиземным морем.
Источник: zn.ua