Ученые выяснили, сколько мутаций накапливает мозг

12 декабря 2017 02:00
Ученые выяснили, сколько мутаций накапливает мозгКаждые две недели в наших нервных клетках случаются генетические изменения. Чтобы узнать, как накапливаются мутации в течение жизни, ученые из клиники Мэйо вместе с коллегами из Йеля, а также исследователи из Гарварда наблюдали за изменениями в мозге зародышей и взрослых людей, пишет «Наука и жизнь».

Группа ученых из Йельского университета оценивала динамику мутаций у эмбрионов. «Анализ ДНК из единичных клеток показал, что зародышевые нейроны содержат в среднем от 200 до 400 генетических вариаций, рассеянных по всей ДНК», — пишет издание.

Скорость появления новых мутаций неодинакова: если на ранних этапах развития зародыша на одну новую клетку приходится в среднем 1,3 мутации, то потом эта цифра возрастает до 5,1. Логично, что механизмы, которые исправляют мутации, в самом начале развития работают лучше: изменения, которые возникли рано, с большой долей вероятности распространятся на весь орган.

Анализ ДНК нейронов мозга 15 человек, умерших в возрасте от 4 месяцев до 82 лет, показал: нервные клетки начинают самостоятельную жизнь примерно с 600 мутациями, каждые две недели к ним добавляется по одной, и к 80 годам среднестатистический нейрон несет в себе около 2400 мутаций.

Скорость мутагенеза определяется различными факторами, в том числе и другими мутациями. Например, два человека, у которых брали образцы для исследования, страдали от нейродегенеративных болезней, возникших из-за мутаций. У этих людей количество генетических изменений было в 2,5 раза больше, чем у других.

Далеко не все мутации влекут за собой какие-то последствия, и считается, что лишь 1 % из них может навредить человеку: например, отключить важный ген или безвозвратно испортить белок.