Марсоход Curiosity обнаружил нечто странное в атмосфере Красной планеты

10 февраля 2017 12:59
Марсоход Curiosity обнаружил нечто странное в атмосфере Красной планетыТайна древнего водяного Марса углубляется. Оказалось, что ранняя атмосфера Красной планеты, обладала в сотни раз меньшим количеством углекислого газа, чем необходимо для поддержания нужной для жидкой воды температуры.

Хотя сейчас Марс – это холодная и сухая пустыня, но десятилетние доказательства показывают, что его поверхность когда-то укрывали реки, озера, и, возможно, моря с океанами. На Марсе проглядываются темные узкие линии, будто намекая, что по ним протекала вода со склонов каждую весну. А там, где вода, как известно, есть и жизнь. Так что Марс мог приютить у себя жизнь, а какие-то ее формы, возможно, все еще присутствуют на планете.

«Водянистая среда, которой когда-то было дно кратера Гейл, выглядит так, будто он был предрасположен к жизни: не жарко и не холодно, нет чрезмерной кислотности или щелочности, и вода не слишком соленая», – сказал ведущий автор исследования Томас Бристоу, планетарный ученый исследовательского центра НАСА в Калифорнии. Древний Марс должен быть намного теплее, чем сегодняшняя планета. Поэтому вначале работы ученые пытались найти признаки того, что на нем когда-то было достаточное количество парниковых газов, вроде углекислого газа в атмосфере, который задерживает солнечное тепло.

Однако анализ данных пошел по пути карбонатных минералов на поверхности Марса, которые можно было обнаружить лишь в том случае, если атмосфера когда-то была богатой на углекислый газ. Чтобы решить загадку, исследователи изучили информацию, собранную ровером Curiosity, который пересек нижние склоны гор Эолиды, возвышающейся на 3.4 мили (5.5 км) от центра кратера Гейл.

Ученые проанализировали марсианские аргиллиты, алевролиты, песчаники и другие осадочные породы, оставленные в реках и озерах дна кратера Гейл 3.5 миллиарда лет назад. Они не нашли карбонаты, предположив, что тогда уровень углекислого газа был в десятки и сотни раз ниже, чем требуется в климатических моделях для нагревания раннего Марса.

Но это не указывает на то, что планета не была влажной. «Осадочные породы кратера доказывают длительное присутствие жидкой воды на поверхности», – сказал Бристоу.

Одно из объяснений звучит так: на Марсе когда-то были карбонаты, но их уничтожили. «Однако, природа минералов этого не подтверждает», – говорит Бристоу. – «Мы не нашли никаких признаков кислотного воздействия».

Еще один вариант – древний Марс нагревался другими парниковыми газами, такими как диоксид серы, метан или закись азота.

Читайте также: Сегодня произойдет опасное сближение нашей планеты с крупным астероидом Фаэтон

«Но недостаток этих газов в том, что они могут быть весьма реактивными. Поэтому если поместить их в атмосферу, то они там надолго не задержатся», – сказал Бристоу. – «Поэтому периоды потепления были бы кратковременными, что не согласуется с наличием рек и озер на кратере, которые сохранялись миллионы лет».

Другие сценарии включают в себя ледяные шапки, в которых могла храниться вода, или изменение в марсианской орбите, сделавшее Марс теплее. «Ученым придется копнуть еще глубже в тему механизмов стабилизации поверхностных вод», – говорит Бристоу.

Сейчас все надежды возлагаются на ровер Curiosity, который должен взять пробы пород во время климатического перехода.
Источник: v-kosmose.com