Карта спасения. Смерть Солнца подарит человечеству новую жизнь

28 мая 2016 18:30
2
Карта спасения. Смерть Солнца подарит человечеству новую жизньНаучные исследования показывают, что Солнечная система в таком виде, как мы ее знаем, не может существовать вечно. Через миллиарды лет Солнце превратится в красного гиганта и все живое на Земле погибнет.

Однако человечество сможет заранее перебраться, например, на Европу или Энцелад… В этом убеждены исследователи Рамзес Рамирес и Лиза Кальтенэггер.

Апокалиптический сценарий

Большую часть своей жизни звезда средней массы, подобная Солнцу, пребывает в состоянии водородного цикла. Когда она сжигает весь запас водородного топлива, и водород в ее ядре превращается в гелий, на периферии продолжается термоядерное горение водородных оболочек.

В это время растет светимость объекта, расширяются его внешние слои, и снижается температура на поверхности. Размеры звезды увеличиваются примерно в 100 раз, и она становится красным гигантом. В этой фазе она пребывает значительно меньше времени, чем в водородной — несколько миллионов лет.

Так как реакции сжигания гелия очень чувствительны к температуре, звезда может начать сильно пульсировать и в результате ускорения сбросить внешние оболочки, превратившись в планетарную туманность.

По мере того как Солнце будет терять массу, снизится сила его гравитации. В итоге объекты Солнечной системы могут сойти со своих орбит и отправиться в "открытое плавание". Впрочем, большинство планет, включая Землю, скорее всего, просто сгорят. Случится это примерно через пять миллиардов лет.

Жизнь на Земле станет невозможной, так как атмосфера выгорит, а океаны испарятся. И, скорее всего, еще задолго до этого людям придется подумать об "эмиграции" в другие части Вселенной.

"Нам известно, что в будущем Солнце станет слишком горячим и ярким для жизни на Земле, — считает Лиза Кальтенэггер. — В научной фантастике часто рассматривается вариант, когда люди переезжают на Марс и другие планеты".

Но Марс, как видите, отпадает… Получается, нам придется покинуть пределы Солнечной системы? До недавнего времени считалось, что для миграции пригодны планеты, обязательно похожие на нашу, и находиться они могут только возле звезд, похожих на Солнце… Речь шла о небольших скалистых планетках, чьи светила обладают ядром, сжигающим водород.

Ледяная надежда

Но почему бы нам не обратить свой взор на отдаленные границы Солнечной системы? Компьютерные модели, построенные Рамиресом и Кальтенэггер и описанные в Astrophysical Journal, показали, что, в частности, на Европе и Энцеладе лед растает и превратится в жидкие океаны, что сделает условия на поверхности этих спутников вполне пригодными для существования некоторых форм биологической жизни.

Итак, Европа (спутник Юпитера) и Энцелад (спутник Сатурна) имеют горячее и твердое ядро, а под поверхностью Энцелада с большой степенью вероятности лежит целый океан. Раскаленное Солнце может превратить их в настоящие водные миры. Если в океанских глубинах скрыты какие-нибудь формы жизни, то они могут выйти на поверхность, создав биосферу, подобную земной.

Пригодится ли виртуальным сущностям "карта спасения"?

Сегодня мы с энтузиазмом занимаемся поиском зон обитаемости в районе Млечного Пути. Но модели демонстрируют, что практически все звезды, расположенные в центре нашей Галактики, со временем тоже станут красными гигантами.

Оказывается, период сохранения обитаемой зоны напрямую зависит от размеров звезды. Вернее, от ее первоначальной массы. Другими словами, чем меньше звезда, тем дольше вокруг нее будет держаться зона обитаемости.

После того как Солнце перейдет в фазу красного гиганта, пройдет еще около 500 миллионов лет прежде, чем условия для жизни в нашей системе станут совсем невыносимыми. Но вокруг звезд с меньшей массой обитаемые планеты смогут существовать до 9 миллиардов лет после "рокового" события…

Существуют и реальные астрономические и астрофизические исследования красных гигантов. На настоящий момент известны 23 таких объекта, расположенных в радиусе 100 световых лет от Земли, а также около сотни других светил, приближающихся к стадии красных гигантов.

"Мы, по сути, предоставляем наблюдателям навигационную карту обитаемой зоны для любых типов звезд, — прокомментировал Рамирес. — Это фактически инструмент для поиска всех потенциально обитаемых планет".