Вадим Карасев: «Янукович и его команда понимают, что выборы в марте 2014 года им не нужны»
Политолог Вадим Карасев о том, почему оппозиции выгодно проводить выборы весной этого года, почему власть этого боится, и о роли Медведчука и Тимошенко в возможной президентской кампании в марте 2014-го. Об этом пишет thekievtimes.ua.
— Вадим Юрьевич, о варианте выборов президента Украины в марте 2014 года в последнее время заговорили очень активно. Если допустить, что выборы действительно будут через два месяца, стоит ли ожидать высокий процент явки избирателей?
— Уверен, что явка будет очень высокой. Ведь сегодня общество на подъеме, а потому политическая активность перерастет в электоральную. И не только на Западе и Центре Украины, но и на Востоке и Юге.
Если выходить из гипотезы возможных досрочных выборов в марте 2014 года, то можно прогнозировать высокую явку избирателей на участки.
— А организовать своих сторонников или людей, которые не определились, разве возможно за столь короткий термин?
— А зачем людей мобилизовать? Они и так мобилизованные. Уже все отработано. Технологии уже начали работать в виде Майдана и Антимайдана. Более того, сторонникам Майдана не нужны большие усилия, потому что сам по себе Майдан очень хорошо мобилизует.
Если люди увидят, что выходом из политического кризиса являются президентские выборы, то они не только мобилизуются принимать участие в выборах, но даже и взять под контроль избирательные участки, смотреть за избирательной кампанией, процессом голосования, подсчетом голосов. Гражданский контроль выборов — вполне реалистический сценарий.
— Стоит ли бояться Виктору Януковичу настолько низкого результата, как у его предшественника Виктора Ющенко? Ведь складывается впечатление, что вся страна против действующего президента.
— Во-первых, это только впечатление. Оно формируется в контексте нынешнего политического кризиса. Но это только впечатление. В отличие от Ющенко у Януковича есть свой ядерный электорат. И сегодня в электоральном коридоре Янукович имеет свои 18-20%. В первом туре у него может быть достаточно серьезная поддержка. Даже от 36 до 40%. Сегодня он единственный проходной кандидат от Юга и Востока Украины, в отличие от оппозиции, где будут соревноваться сразу несколько кандидатов. Поэтому у Януковича не может быть только 5%. Бояться поражения ему нечего.
Но вот запаса на второй тур у президента нет. Если выборы будут демократичные и будет осуществляться гражданский контроль над ними, то он не может быть уверенным в победе во втором туре. Именно поэтому Янукович и его команда понимают, что выборы в марте 2014 года им не нужны, и сделают все возможное, чтобы выборы были в марте 2015 года. Потому что протестующая волна и Майданный настрой в условиях политического кризиса — все это условия, при которых Януковичу крайне тяжело будет победить во втором туре. Для этого власти нужно преодолеть политический кризис и иметь больший контроль над обществом, а не наоборот — больший контроль общества над президентом.
Для того, чтобы власть победила, ей нужно, чтобы общество успокоилось, а лучше, чтобы общество было депрессивным. Ведь после политической экспрессии наступает депрессия. А таким обществом легче манипулировать и его лучше контролировать. И, наоборот, у оппозиции сейчас более выгодное положение. Когда общество на подъеме, у оппозиции больше возможностей для получения победного результата. Хотя до сих пор единого кандидата от оппозиции нет. И если будут выборы сейчас, то и не будет этого кандидата.
— Можно ли сейчас прогнозировать, кто выйдет во второй тур?
— От оппозиции — это, безусловно, Кличко. Если же Виталия не допустят до президентской кампании из-за печально известных поправок к Налоговому кодексу, то это может быть и Арсений Яценюк, и даже Олег Тягнибок. Кстати, для окружения президента было бы за счастье видеть во втором туре именно лидера «Свободы», поскольку Янукович в этом бы случае победил.
Единый кандидат от оппозиции — Виталий Кличко — очень рискованная стратегия. Ведь аргументы допущения Виталия к президентской кампании не железные. Но с другой стороны, общество сегодня слишком сильное, чтобы власть могла так просто снять Кличко. А оппозиции надо сегодня сильнее бороться за своего кандидата. Неправильно будет с самого начала идти разными колонами, а потом во втором туре поддерживать кандидата от оппозиции, нужно с самого начала определиться с единым кандидатом.
Опыт выборов в постсоветских странах свидетельствует о том, что победитель первого тура — это победитель и второго тура. Вспомните последние выборы — победа Януковича в первом туре не дала шансов Юлии Тимошенко стать президентом. Победа в первом туре имеет не столько математическое значение, сколько моральное и символическое. Ведь вся политическая и экономическая элита, а также те избиратели, которые колеблются, начинают делать ставки на победителя первого тура.
— Если свои кандидатуры выдвинут Петр Порошенко, Юрий Луценко и Виктор Медведчук, у них есть шансы?
— Попасть во второй тур? Скорее нет. Медведчук вряд ли будет выдвигать свою кандидатуру, потому что власть будет работать в унисон. Кстати, это одна из немногих ее побед над оппозицией. В то же время выдвижение оппозицией четверки-пятерки кандидатов приведет к тому, что протестное общественное движение будет дезориентировано. Невозможность проведения координационной, неконкурентной кампании в первом туре демобилизует сторонников оппозиционных кандидатов еще до первого тура. Поэтому оппозиционерам надо договариваться о единой команде, едином президенте. Надо обратить внимание на систему власти, пересмотреть Конституцию, помнить о том, что в свое время президент перебрал себе полномочия, которых у него не было. Если это будет сделано, то Украина может выйти из эпохи постсоветской системы.
— Может ли на распределение сил повлиять то или иное заявление Юлии Тимошенко? Предположим, голосовать или не голосовать за того или иного кандидата.
— По большому счету нет. Предположим, Юлия Владимировна скажет голосовать за Яценюка, разве все побегут за него отдавать голоса? Вряд ли. Если Тимошенко скажет не поддерживать Кличко, разве это повлияет на его рейтинг? Уверен, что нет.