Почему власть пошла на попятную в вопросе Тимошенко
Мнения депутатов, члена Европарламента и защитника экс-премьера
В истории с освобождением Юлии Тимошенко новый поворот. Вчера, 4 ноября, международная юридическая компания Lawrence Graham сообщила на своем сайте неожиданную новость: Министерство доходов и сборов начало судебный процесс в США и Швейцарии для защиты интересов Украины в деле о хищении $200 млн. В их незаконном присвоении подозревают украинских экс-премьеров Юлию Тимошенко и Павла Лазаренко. Зарубежные юристы будут представлять интересы Миндоходов.
Никаких уточнений не последовало. «Пока мы не планируем комментировать какую-либо информацию, помимо уже сказанного в заявлении», – сообщил Forbes Крис Бонд, менеджер по связям с общественностью Lawrence Graham. Адвокат Валентина Теличенко считает, что британские юристы попытаются доказать причастность Тимошенко к «отмыванию» средств в интересах Лазаренко в середине 1990-х.
Новость вызвала бурную реакцию в Украине. Александр Ефремов, глава фракции Партии регионов в Верховной раде, заявил, что новые судебные разбирательства в отношении экс-премьера снижают ее шансы на выезд на лечение за границу. Его коллега по фракции Владимир Олийнык и вовсе сообщил: если Тимошенко отпустят лечиться, госбюджет никогда не получит от нее компенсацию, присужденную по «газовому» делу.
В добавок к этому регионалы не явились на заседание комитета Верховной рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Из-за отсутствия кворума комитет не смог решить, какой из четырех законопроектов о правилах выезда заключенных за границу должен рассматривать парламент. Решение вопроса Тимошенко опять отложили.
Что сторонники и противники Тимошенко думают об инициативе Миндоходов, и как это может отразиться на соглашении об ассоциации с ЕС?
Павел Залевски, депутат Европейского парламента от Польши
Поведение президента Виктора Януковича непрозрачное. В прошлом месяце он переложил ответственность за решение вопроса Тимошенко на парламент. Европейский Союз ожидал, что Партия регионов поддержит законопроект, который одобрила миссия Кокса – Квасьневского. Отсутствие кворума на заседании комитета (по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. – Forbes) можно объяснить двумя способами. Первый – Янукович не хотел, чтобы его партия поддержала законопроект, позволяющий заключенным лечиться за границей. Второй – украинский президент не может влиять на свою партию, но в это очень слабо верится.
В итоге ответственным за освобождение Тимошенко снова стал Янукович. Он больше не может ссылаться на парламент, потому что принятие решения провалила именно его партия. Это ставит под вопрос стремление президента к сотрудничеству с ЕС.
Крайний срок решения вопроса Тимошенко – 18 ноября. В этот день Совет министров иностранных дел ЕС объявит, подпишет Украина соглашение об ассоциации в Вильнюсе или нет. Вне всяких сомнений, Киев не может интегрироваться в ЕС, пока в государстве действует избирательное правосудие. А дело Тимошенко – очень яркий тому пример.
Но лично я не ставил бы под вопрос ассоциацию с Украиной из-за одного дела, даже такого важного. Ведь если страна подпишет документ, его условия все равно обяжут власть прекратить практику избирательного правосудия и Тимошенко выйдет на свободу.
Тем не менее, окончательное решение – за Советом министров, для которого вопрос Тимошенко очень важен.
Владимир Олийнык, народный депутат от Партии регионов
Cогласительный совет решил, что законопроекты о лечении заключенных за рубежом парламент рассмотрит в четверг, 7 ноября. В среду на заседании профильного комитета можно будет решить все вопросы. 4 ноября моих коллег вовремя не предупредили о заседании комитета, поэтому они не смогли прийти.
Что касается предложения «Батьківщини» голосовать за законопроект Анжелики Лабунской без его рассмотрения профильным комитетом, то мы не сошли с ума. Если у оппозиции есть 226 голосов, пусть голосуют. Фракция КПУ не поддержит ни один законопроект, у нас тоже нет большинства. В таких случаях лучше искать компромисс, а не ставить палки в колеса друг другу.
Тем более, к законопроекту Лабунской есть несколько вопросов. В документе нет четкой классификации или ограничений, это значит, что им смогут воспользоваться насильники и серийные убийцы. Сейчас главное, чтобы мы не сделали лазейку для лиц, совершивших тяжкие преступления.
Если говорить о судебном процессе в США и Швейцарии по делу о хищении $200 млн, в числе фигурантов которого есть экс-премьеры Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко, то сейчас Министерство доходов и сборов, начавшее этот судебный процесс, доделывает то, что в свое время не сделало правительство Тимошенко. В 2008 году Украина должна была предъявить претензии относительно этих сумм Лазаренко, а мы этого не сделали. Так что это хорошая, позитивная новость. Мы должны вернуть в страну все деньги.
Валентина Теличенко, представитель интересов Тимошенко в Европейском суде по правам человека
На сайте юридической фирмы Lawrence Graham речь идет о старом деле 1999 года, которое касается счетов бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, а именно – банковских переводов 1996-1998 годов. В свое время Швейцария заявила о подозрениях Лазаренко и просила США о его экстрадиции. Мы знаем, что он остался в США, поэтому дело с тех пор почти не двигалось.
Сейчас нет повода возвращаться к той истории, но правительство Украины старательно ищет способы скомпрометировать Тимошенко. Привлечение к делу зарубежной юридической компании – пустая трата бюджетных денег. В свое время Минюст нанял Skadden (американскую юркомпанию. – Forbes), чтобы защитить государство Украина в ЕСПЧ, и потратил на это 10 млн гривен. Тогда фирму выбрали без тендера. Эти деньги, считайте, выбросили на ветер. Теперь хотят оплатить услуги еще одной юридической компании.
В нашем государстве законы работают ровно настолько, насколько это позволяют те, у кого есть деньги и власть. На Банковой упорно не желают понять, что Евросоюз добивается не столько освобождения Юлии Тимошенко, сколько исчезновения таких явлений, как политзаключенные и избирательное правосудие. Если президент помилует Тимошенко, это будет сигналом, что мы готовы меняться, а торги, в которые Банковая старается втянуть ЕС, не приведут Украину в Европу.
Виктор Швец, народный депутат от «Батьківщини»
Юлия Тимошенко не имела никакого отношения к деньгам Лазаренко. В 2006 году это подтвердил американский суд: в вердикте по Лазаренко фамилия Тимошенко даже не упоминается. То, что Тимошенко якобы нанесла госбюджету убытки в $200 млн – очередной политический трюк Партии регионов. Она преследует две цели. Во-первых, в очередной раз попытаться дискредитировать Тимошенко в глазах мирового сообщества. Во-вторых, хоть как-то объяснить, почему власть не выпускает ее на свободу, и тем самым найти оправдания за срыв подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Интересный нюанс – сообщения об исках в отношении Тимошенко появились через неделю после того, как президент Виктор Янукович в Сочи на протяжении пяти часов за закрытыми дверями общался со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Я думаю, им удалось о чем-то договориться, и теперь президент поставил задачу сорвать подписание договора об ассоциации.
Нардепы от Партии регионов, в частности Владимир Олийнык, сразу после обнародования сообщения о подаче исков, активно включились в раскрутку этой темы. Уверен, что действия правительства и нардепов на самом деле координирует Администрация президента. Ни для кого ведь не секрет, что министр доходов и сборов Александр Клименко напрямую подчиняется президенту, и для него команды Януковича – закон. Почему эту тему подняло именно Миндоходов? Видимо, руководство Генеральной прокуратуры хорошо понимает, что для американских и европейских судов политические прокламации в качестве доказательств не подходят. Для того, чтобы выиграть дело, там необходимо предоставить доказательства, которых у украинских властей нет.