Основные ошибки Путина в отношении Украины
Недоверие к украинской политической элите окончательно сформировалось у Владимира Путина в период «оранжевой революции». Причем это недоверие не связано с конкретными персоналиями на украинском политическом олимпе. Об этом пишет автор информационно-аналитического портала Inpress.ua Евгений Магда в статье «Четыре ошибки полковника Путина».
Как пишет автор статьи, интерес к украинским событиям у Владимира Путина проявился не сразу. С одной стороны, после избрания президентом бывший полковник КГБ должен был навести порядок в своей стране, с другой — Украиной до конца 2004-го руководил Леонид Кучма, не дававший повода заподозрить себя в антироссийских настроениях.
«Даже конфликт вокруг острова Коса Тузла осенью 2003 года имел преимущественно внутрироссийскую направленность и был призван позволить набрать рейтинговые очки националистической партии «Родина» во главе с Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным», — пишет Магда.
Но, как признает сам автор статьи, с агрессивной манерой ведения политических действий Владимиром Путиным украинские политики впервые столкнулись еще в 2002 году, когда Россия, Германия и Украина начали обсуждать перспективы создания газотранспортного консорциума с использованием украинской ГТС. Для Путина наращивание влияния «Газпрома» на положение дел в Европе было вопросом принципиальным, делом государственной важности.
«Оранжевая революция изрядно напугала Владимира Владимировича. Дело не в поражении Виктора Януковича, на которого делала ставку Москва, а в опасном прецеденте: в самом близком государстве постсоветского пространства была сломана предсказуемость в деле передачи власти. Поэтому концепция «суверенной демократии» оказалась востребованной в противостоянии с мнимой «оранжевой» угрозой», — отмечает автор статьи.
По его мнению, выстроенная в России вертикаль власти работала против Украины четко и слаженно, улавливая пожелания российского президента. Не успел Путин выказать уверенность, что нашей стране не по силам покупать газ по рыночным ценам, как прошла первая российско-украинская газовая война. В Москве успешно воспользовались ошибками Ющенко не столько в экономическом плане, сколько для демонстрации западным государствам ненадежности Украины.
«Ющенко воспринимался в Кремле как идеологический оппонент. Большего негатива удостоился только Михаил Саакашвили. Владимира Владимировича бесило расширение НАТО и ЕС на восток и недопущение участия Украины в этом процессе он посчитал своей первоочередной задачей. Локальная победа Владимира Путина была предопределена, и на саммите НАТО в Бухаресте весной 2008 года прокатили Украину и Грузию мимо перспектив членства в Альянсе», — напоминает Магда.
Как пишет автор статьи, пренебрежительная тональность заявлений и выходок Путина в отношении Украины не зависит от фактора украинского руководства. Во времена президентства Ющенко он заявил, что Украина 15 лет не замечала российских дотаций, а в прошлом году заставил Виктора Януковича ждать несколько часов — встреча с байкерами оказалась важнее переговоров двух президентов. Но апогеем путинской внешнеполитической беспардонности стало заявление о том, что Россия победила бы в Великой Отечественной и без помощи Украины.