Регистрация Войти
Вход на сайт

Как Украина пытается усидеть на двух стульях

14 июля 2013 07:30
1

Как Украина пытается усидеть на двух стульяхОчередной визит Николая Азарова в РФ был посвящен “позитивному обсуждению будущего”. Украинский премьер поговорил с российским на множество тем, но по животрепещущим вопросам заявления были скромны. Однако о значимости ТС и важности бесперебойного транзита газа в Европу Киеву напомнить не забыли.

Проблема двух стульев

Летняя поездка Николая Азарова в Сочи заранее презентовалась как непременный разговор о газе. “Тема закачки газа в ПХГ будет обсуждаться на переговорах в Сочи”, - обнадеживал 11 июля министр энергетики Эдуард Ставицкий. Состав делегаций с обеих сторон действительно выглядел многообещающе: от Украины собирались ехать и “энергетический” вице-премьер Юрий Бойко, и председатель правления Нафтогаза Евгений Бакулин, а с российской стороны ждали присутствия “рулевого” Газпрома Алексея Миллера. С другой стороны, сочинский визит давал возможность представить партнерам недавно назначенного представителя Украины при Евразийской экономической комиссии Виктора Суслова, а, значит, без разговора о торговле дело обойтись не могло.

Судя по официальным заявлениям, Киев считает состоявшийся 12 июля “конструктивный обмен мыслями” удачным. “Я доволен результатами встречи, я назвал бы ее очень конструктивной, нужно чаще встречаться и по-дружески, по-товарищески обсуждать все общие проблемы. Сегодня мы продвинулись по всем проблемным вопросам”, - резюмировал Николай Азаров. Но российский премьер был настроен несколько жестче. “Сегодня мы потратили довольно много времени для того, чтобы выяснить, в каком состоянии находятся наши отношения, и констатировали, что, с одной стороны, они развиваются, и в целом существует масса хороших проектов, по которым мы можем и дальше эти отношения выстраивать, а с другой стороны, есть нерешенные проблемы”, - указывал Дмитрий Медведев. И, хотя перечень таких проблем к заявлениям не прилагался, некоторые оговорки позволяли делать выводы об их “происхождении”.

К числу “хороших проектов”, по всей видимости, относятся упрощение таможенных процедур в поездах, обсуждение создания зернового пула, “вопросы активизации сотрудничества в инновационной, космической сферах, в области авиастроения” – так, например, стороны вспомнили о совместном производстве “Руслана” – Ан-124. Также, по словам участников, переговорщики поднимали и тему приближающегося празднования 1025-летия крещения Киевской Руси – принимающая сторона надеется, что в торжественных мероприятиях сможет принять участие Владимир Путин… И, в общем и целом, переговорный “спектр” соответствовал анонсам. Да и проблемные моменты можно было предсказать.

Среди вопросов, вызвавших беспокойство высоких сторон 12 июля, не последнее место занимает развитие товарооборота. Торговля между двумя государствами давала лидерам этих государств регулярно напоминать об успехах сотрудничества. Но, похоже, со сравнительно недавних пор привычный повод для публичной радости несколько побледнел. В 2012-м объемы товарооборота уменьшились, и в 2013-м пока статистика тоже выглядит скромно. “Это плохой симптом – и в прошлом году он падал, и в этом году он падал”, - констатировал Дмитрий Медведев, указывая на то, что премьеры договорились “сконцентрироваться” на неких скрытых резервах. А, если учесть, что сейчас соседние страны стоят практически на пороге новой торговой войны – теперь кондитерской – то эти резервы лишними не окажутся.

Другим спорным (причем стабильно) моментом остаются особенности торгового взаимодействия в стратегической перспективе. Киев постоянно придерживается позиции “Ничто не помешает дружить и с ЕС, и с ТС” одновременно. В поддержку знакомого мнения 11 июля высказался Николай Азаров, а в Сочи его недвусмысленно презентовал представитель Украины при ЕЭС.

“Даже если рассматривать с точки зрения развития отношений с ЕС, создания зоны свободной торговли, подписания Соглашения об ассоциации, то в этом соглашении есть статья 39, которая прямо предусматривает право Украины заключать другие таможенные союзы. Очевидно, включая Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. А также заключать другие соглашения о ЗСТ”, - убеждал россиян Виктор Суслов. Но руководство РФ позицию не меняет. Дмитрий Медведев, очевидно, снова напомнил о том, как именно такое сотрудничество рассматривают в России. “С моей стороны в предельно откровенной форме было сказано о том, что мы считаем правильным сделать для дальнейшей интеграции Украины в режиме Таможенного союза и Единого экономического пространства”, - уточнял он по итогам встречи.

По всей видимости, в РФ по-прежнему неохотно рассматривают идею о том, чтобы глубже статуса наблюдателя интеграция Украины могла и не зайти. А, значит, двухсторонние затруднения Киева (ведь Европа широкие ТС-перспективы оценивает не слишком оптимистично) с реализацией надежд одновременно сотрудничать на две стороны, в ближайшее время вряд ли себя исчерпают. Как, впрочем, и другой проблемный вопрос – газовое сотрудничество.

Транзитный контроль

Главы правительств государств двух стран прямо указали, что многострадальному газовому вопросу было уделено внимание. “Мы, естественно, не могли обойти вниманием газовую тему – тема сложная, но, несмотря на то, что есть известные трудности, мы всё-таки посвятили внимание позитивному обсуждению будущего”, - пояснял Дмитрий Медведев. Однако подробности “позитивного обсуждения” все-таки пока остаются за кадром. Кроме одного из аспектов обострившегося транзитного вопроса.

Анонс Эдуарда Ставицкого о разговоре про подземные хранилища 12 июля подтвердился. “С российской стороны было обращено внимание на темпы закачки газа в подземные хранилища, которые расположены на территории Украины, что необходимо для того, чтобы Украина обеспечила нормальный транзит газа в Европу в период зимнего максимума. Наши украинские коллеги сказали, что будут самым внимательным образом разбираться с этой ситуацией, а мы сообщили им, что будем внимательно отслеживать, что происходит, для того чтобы не повторять проблем, которые некоторое время назад у нас были”, - сообщил российский премьер. А обсуждение пунктов “темпы закачки” и “нормальный транзит” в последнее время даются двум государствам непросто.

Прокачка российского газа в Европу служит не только стабильным источником прибыли для Нафтогаза, но и дежурным методом политического давления. Ярчайшим примером тому служат обстоятельства зимы 2008-2009 годов. Но и в менее острых обстоятельствах “транзитный” довод играет серьезную роль.

Тема транзита (и тех же ПХГ) постоянно всплывает, во-первых, при обсуждении газовых закупок Украиной. В ответ на требования россиян выбирать большие объемы газа Киев периодически заговаривает об ответном увеличении транзитных обязательств Москвы…

Во-вторых, предметом внимания нередко оказываются темпы оплаты этого транзита. В последний раз это случилось в конце июня, когда сначала Газпром оплатил транзит наперед – считается, что перечисленного авансом одного миллиарда долларов хватит на оплату услуг прокачки до 2015 года – если, конечно, цена существенно не вырастет (а контракты 2009-го в этом отношении довольно строги) или объемы не упадут. Но спустя несколько дней Алексей Миллер заявил, что впредь от подобных шагов управляемая им корпорация будет воздерживаться. И часть экспертов оценила его слова как угрозу и без того шаткому положению дел Нафтогаза.

“Они хотят создать ситуацию, когда Нафтогазу некуда будет деваться, кроме как начать процедуру приватизации или создания консорциума. Отсутствие кредитования на закачку газа значительно осложняет экономическую ситуацию Нафтогаза и Украины в целом. Так что у Кремля появляется дополнительный рычаг влияния”, - допустил директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. При этом после состоявшейся в начале июня встречи с Юрием Бойко Миллер сообщил, что вопрос консорциума сейчас вообще не рассматривается. “Сегодня переговоры по консорциуму не ведутся, так как необходимо внести изменения в законодательство Украины, а это не сделано”, - указал он.

Зачастую авансовые платежи Газпром обосновывал необходимостью гарантировать бесперебойные поставки “голубого топлива” в Европу. Но слова Дмитрия Медведева служат подтверждением тому, что в 2013-м существенным фактором транзитного контроля станет наблюдение за ПХГ-поведением Украины. До того, как российский премьер сообщил, что Киев будет “разбираться с этой ситуацией” с копромиссом по вопросам закачки у двух сторон возникли серьезные затруднения.

Киев уверен, что успешно перезимовать самим и обеспечить “проталкивание” газа в Европу можно при сравнительно скромных накоплениях. “14 миллиардов – это тот ресурс, который позволяет безболезненно транспортировать и обеспечивать технологический режим транспортировки природного газа на территорию Европы”, -считает министр энергетики. Москва с таким подходом не согласна.

“Было отмечено, что для выполнения украинской компанией обязательств по бесперебойному транзиту российского газа в Европу в ПХГ Украины к началу осенне-зимнего сезона должно находиться более 19 миллиардов кубических метров газа”, – таким был “газпромовский” итог встречи Алексея Миллера и Юрия Бойко в начале июня. Значат ли слова Дмитрия Медведева, что Украина готова уступить?

Объемы украинских хранилищ на сегодня играют роль преимущества, которое либо старательно подчеркивается, либо заметно обесценивается в переговорном процессе. В затянувшемся споре двух государств еще одним “транзитным доводом” служит более чем вероятное сокращение объемов транзита через Украину – и из-за альтернативных газопроводов, и по той причине, что Европа тоже не прочь сокращать потребление дорогих энергоресурсов.

Поэтому в складывающейся ситуации “зависшего в воздухе” консорциума Украина прямо заинтересована в козырях, подтверждающих ценность отечественной ГТС. ПХГ, которые вмещают около 32 миллиардов “кубов”, – хороший аргумент. Но нынешнее положение дел на рынке не способствует реализации мечты правительства о превращении нашей страны в энергетический хаб европейского значения.

Тем временем, Россия, которая пытается активно развивать собственные “подземные” мощности (на конец 2011-го объем российских ПХГ был лишь в два с небольшим раза большим украинского – 66,7 миллиарда кубов) к украинским относится настороженно. И пока украинское Минэнерго строит планы увеличить объем своих хранилищ, россияне отказываются хранить в них свой газ и, что снова подтвердилось, крайне внимательны к судьбе попадающего туда чужого.

Попытки снизить значимость подземных хранилищ или осложнить имиджевые моменты их эксплуатации: если, например, гипотетические проблемы будут преподноситься в духе “Даже хранилища не помогают обеспечить нормальный транзит!” – Украине на руку не играют. Тем не менее, после июльской встречи премьеры говорили о незыблемости дружбы, хотя заявленные компромиссы даются участникам переговоров непросто.

Да и о том, что именно стоит за сочинскими заявлениями, в ближайшее время можно и не узнать. Одним из итогов визита Николая Азарова в Россию стала договоренность подготовить плацдарм уже для следующей встречи. “Мы договорились, что заседание межправительственного Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии, которая действует под председательством президентов Украины и России, мы проведем в конце сентября – начале октября.

А до этого времени мы дадим поручение соответствующим министерствам и ведомствам по всем вопросам, которые мы сегодня обсуждали, подготовить проекты решений и максимально согласовать позиции”, - предупреждал глава КМУ. В таких условиях рассчитывать на скорейшее разрешение давних вопросов сложно. Впрочем, такая переговорная ситуация уже давно привычна.

Ксения Сокульская, podrobnosti.ua

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии: (1)
Рима 14 июля 2013 07:46

Лучше бы внести уточнение в заголовок - не "как она пытается усидеть на двух стульях", а "как она пытается стать отдельным независимым государством". Была бы она таковым, вопрос бы так не стоял, а поскольку она таковым не является, вот и встаёт вопрос о том, чтобы опять куда-то прилепиться, окончательно утратив надежду на независимость. Это можеть быть волнует элиту, но народу по большому счёту всё равно, будет ли это отдельное государство, будет ли это  часть какого-то государства, главное - какой будет жизненный уровень народа при той или иной раскладке.

Цитировать          1
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: