Регистрация Войти
Вход на сайт

Возникнет ли снова языковой вопрос в преддверии выборов

7 июня 2013 03:00

Возникнет ли снова языковой вопрос в преддверии выборов“Языковое” положение дел в Украине далеко от равновесия. Власть говорит о равнозначной поддержке, закон о языках играет в пользу “региональности”, до русского государственного все еще далеко, но и до доминирования украинского – тоже. Ситуация порой напоминает затишье перед бурей. Но разразится ли она еще до выборов президента?

Отмечаемый 6 июня День русского языка – праздник своеобразный. В свое время, в указе о “выделении” памятной даты президент РФ Дмитрий Медведев надеялся на то, что специальный день послужит не только на пользу внутрироссийской культуре, но и поможет сохранять, развивать и поддерживать русский язык как “средство международного общения и неотъемлемую часть культурного и духовного наследия мировой цивилизации”.

С возвращением на пост главы государства Владимира Путина подход не изменился: язык по-прежнему считается одним из серьезнейших инструментов экспансии в границах того “Русского мира”, о котором любят вспоминать не только политики, но и представители РПЦ. Один из пунктов обновленной в 2013 году Концепциивнешней политики РФ настаивает на необходимости “защищать права и законные интересы соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и международных договоров Российской Федерации, рассматривая многомиллионную русскую диаспору в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры”. А для Украины проблема “расширения и укрепления” традиционно стоит очень остро.

С приходом к власти Виктора Януковича языковая политика в нашем государстве приобретает все более странные формы. Официально правящий лагерь стоит на позициях, родственных подходу “Все языки, конечно, ценны, но русский пострадать не должен”. Апофеозом чего в 2012 году стало принятие знаменитого закона об основах языковой политики, который позволил с минимальными потерями внедрить русский как официальный язык во всех остро желающих этого регионах. Однако размытый статус “регионального”, отсутствие гарантий развития для государственного украинского и крайне специфическая процедура определения официальности привели к тому, что на Банковой пообещали: пресловутая языковая политика непременно подвергнется проукраинской коррекции.

Хотя грядущие перемены гарант Конституции анонсировалеще в августе 2012-го, к лету следующего года работа над инициативой, судя по всему, все еще ине окончена. При этом сам президент регулярно обещает заботиться об украинском. “Государство и в дальнейшем будет развивать украинский язык, обеспечивая одновременно право каждого гражданина на языковую и культурную самобытность”, - выступал он в мае. Недовольных нынешним уровнем заботы, при этом, хватает среди разных лагерей, но по разным же причинам. Патриоты ожидаемо считают ее недостаточной и ждут давно обещанной программы поддержки государственного. Поклонники идеи “Русскому везде у нас дорога” развивают “официальный” дискурс (например, министр образования дает советы по увеличению масштабов русскоязычного обучения) и периодически мечтают о поправках к Основному закону. Но тут основная часть правящего лагеря не спешит удовлетворять чаяния части своих сторонников.

Ни победа Виктора Януковича на президентских выборах, ни недавняя парламентская кампания не предоставили возможность окончательно сбросить политкарту “Русский как государственный”. В Партии регионов открыто признают: ресурсов для принятия настолько судьбоносного решения у них нет. “У нас нет в парламенте 300 голосов, которые были бы отданы за поддержку данного законопроекта. И только в связи с этим этот вопрос не решается”, - разъясняет глава фракции в ВРУ Александр Ефремов. Но он же не скрывает, что популярность подобного шага не так уж и высока. “В Украине довольно большое количество людей, которые являются противниками данного вопроса, поэтому вносить его сейчас и “ломать через колено” означает дестабилизировать положение дел в государстве, с чем мы не можем не считаться”, – уточняет главный “регионал” в парламенте.

Приверженцы идеи об обязательном государственном статусе русского языка в Украине действительно большинства не составляют. Согласно опросу КМИС, только 28% респондентов считают, что русский должен стать вторым государственным. На первый взгляд, “регионально-официальная” политика себя оправдала – к поклонникам именно такого формата относится почти половина опрошенных (тогда как 19% убеждены, что и официальным русский быть не должен). Но значит ли это, что горячо любимая политиками проблема ушла в прошлое?

“Государственность” для русского языка в Украине по-прежнему является удобным критерием для разграничения электоральных полей. Более того, при нужном градусе политического “подогрева” застоявшийся вопрос помогает мобилизовать “ядерных” сторонников или противников этой идеи. Поэтому неудивительно, что каким бы продолжительным ни было даже условное затишье, чуть ли не главным поводом вернуться к обсуждению снова и снова служит приближение очередных выборов.

На то, что “языковой” вопрос еще может сыграть заметную роль в президентской кампании 2015 года, намекает наметившееся в политике противостояние в тематическом разрезе. Предыдущие парламентские выборы показали не только углубление противоречий между “Мы за власть” и “Мы за оппозицию”, но и радикализацию настроений части оппозиционных избирателей. Подтверждением тому стал высокий результат ВО “Свобода”. А автоматическое увеличение влияния партии на всеукраинскую политику позволяет допустить, что Олег Тягнибок еще может стать одним из ключевых претендентов на высший пост в государстве. Что дополнительно подчеркивается желанием объединившейся оппозиции устроить в рамках первого тура квалификационный забег.

В то же время реакция правящей силы на укрепление позиций “Свободы”: от весьма широкой интерпретации лозунгов “Фашизм не пройдет” до попыток подчеркнуть “замутненность” оппозиции в целом – показывает, что такие предвыборные расклады для Партии регионов были бы вполне удобны. А если следующее противостояние опять наметится по “национальной” линии, как это было в 2004 году, осложнения языкового вопроса практически не избежать.

Косвенным подтверждением растущей значимости этого водораздела служит уже вышедшее за границы невинного обсуждения: на каком языке должны выступать народные депутаты. Скандирование “свободных” рядов в ответ на русскоязычные выступления уже стало привычной практикой в стенах сессионного зала. При этом идти навстречу этой фракции в вопросах использования государственного языка представители большинства не спешат: “регионалы” во всеуслышание объявляют о своем праве на “русскоязычность”, а спикер размышляет о дисциплинарных мерах против нарушителей шумового режима. Одновременно сами “свободовцы” надеются повоздействовать на оппонентов через суды, но пока безуспешно. А в ПР не упускают возможность поговорить об “обратной реакции”.

Значимость “языковых” скандалов в стенах Верховной рады, казалось бы, не слишком велика в масштабах всеукраинской политики. Но в то же время, они дают возможность оценить публично демонстрируемую непримиримость обеих сторон. Тем более, что в ответ на принятый предыдущим созывом закон об основах языковой политики нынешние оппозиционеры предлагают свои контрмеры. И вариации авторства депутатов от “Свободы” вряд ли укрепляют межязыковое согласие. Частью законопроекты фракции ВО хоть и могут показаться спорными, но обосновываются более или менее общепонятными благими целями.

Так, предложение ввести прицельную пошлину на иностранную книжную и журнальную продукцию дополняется пунктом о направлении вырученных средств на обновление библиотечных фондов. Другие же инициативы и звучат более резко, и прописаны куда шире. Так, на сегодня одним из самых скандально известных законопроектов гуманитарного толка является идея ”Свободы” об уголовном преследовании за “посягательство на государственный язык”.

Зарегистрированный еще в марте проект вряд ли будет пользоваться популярностью в сессионном зале. Согласно его нормам, умышленное вытеснение госязыка из информационного пространства, сужение сферы использования украинского, “создание искусственных условий для доминирования иностранного языка” в ряде сфер (большей частью около информационных или образовательных) и “публичное пренебрежение” должны наказываться тюремным сроком до трех лет, а при отягощающих – до пяти или даже семи лет. При этом сами отягощающие обстоятельства сформулированы предельно широко: к ним относится не только статус “посягателя”, но и совершение наказуемых действий “с использованием средств массовой информации, интернета”.

С учетом развития социальных сетей, кто знает, как именно украинские правоохранители применяли бы такие нормы. В теории (и при большом желании) преступлением с отягощающими можно было бы попробовать считать даже настойчивые рекомендации в блоге смотреть фильм не в дубляже, а на языке оригинала, каким бы он ни был. Правда, если судить по тексту пояснительной записки, то предметом интереса законодателей являются все же не блогеры, а чиновники и политики, любящие обсудить языковые вопросы. Что, в любом случае, не делает проект ближе к одобрению не только парламентским большинством, но и противниками уголовной ответственности не только за действия (к которым относится только часть формулировок законопроекта), но и за высказывания…

Быстрая реанимация “языкового” вопроса, а главное – высокая популярность ”антифашистской” эстетики у представителей власти все же не позволяет надеяться на то, что обсуждение статуса русского языка в ближайшее время уйдет в небытие. Да и помимо президентских выборов поводов вспомнить о плохо забытом старом аргументе у политиков будет более чем достаточно. С одной стороны, особенности работы ”закона о языках” (не настолько всеобъемлющие, как того опасались) могут обернуться-таки принятием “встречных” норм, либо укрепляющих сегодняшние позиции, либо их практически нивелирующих, чего, к слову, и ждут от наработок ”президентских” экспертов. С другой стороны, заботу о русском с завидной регулярностью выказывает Кремль.

И вряд ли есть гарантии тому, что будущность “духовного наследия мировой цивилизации” никогда не станет предметом торга в непростых “газово-таможенных” отношениях. С третьей стороны, даже в отрыве от “избирательного” контекста проблема языкового самоопределения еще может заиграть новыми красками в связи с обкаткой технологий всеукраинского референдума или подготовкой новой редакции для Конституции Украины. В любом случае, тема сосуществования языков в Украине и слишком болезненна, и слишком политизирована, чтобы забывать о ней надолго. Особенно, когда поводы вспомнить появляются с нынешней регулярностью.

politica-ua.com

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: