Украинский футбол и финансовый фейр-плей
Еще вчера это сочетание слов «финансовый фейр-плей» было делом отдельных клубов «Старого света», уже завтра – это серьезный фактор, который коснется украинского футбола и, возможно, раз и навсегда закроет путь для них в Европу.
Выход этой статьи, в большей мере, связан с последними заявлениями на заседаниях Оргкомитета УЕФА и заявлениями Джанни Инфантино – генсека УЕФА и, его непосредственного руководителя, Мишеля Платини. С их слов выплывает одна интересная парадигма – путь к финансовому fair play является бесповоротным процессом в европейской футбольной практике, и несоответствие этому пункту будет жестко наказываться, в независимости, от имени или влияния клуба. И самым страшным наказанием выглядит лишение клубов права участие в таких турнирах, как ЛЧ и ЛЕ.
Украина, пока, находится в шаге от пропасти, так как, реально понятно, что не один из 16 клубов УПЛ и, даже тех, кто принимает участие в еврокубках и считается украинскими грандами, не соответствует финансовым нормам УЕФА. Далее обо всем и подробно.
Что такое финансовый fair play?
Многие болельщики и простые обыватели клуба, порой, совсем неверно трактует правило реализации такого футбольного феномена, как «финансовый fair play», считая, что в основе этого правила лежит понятия купли/продажи игроков по нормальным ценам, которые не превышают доход самой команды. Отчасти, это только вершина айсберга этого явления. На самом деле, финансовый fair play затрагивает значительную долю финансовых дел клуба, которая должна быть полностью открытой и прибыльной в итоге, чтобы команда получила, так называемую «лицензию», на участие в еврокубках. Основное требование новых правил - безубыточность клуба, причем «футбольная», которая рассчитывается путем вычитания так называемых релевантных (то есть футбольных) расходов из релевантных (футбольных) доходов. Положительную разность команды должны продемонстрировать по итогам трех предыдущих сезонов. Чтобы конкретно понять, о чем идет речь в данном контексте, необходимо обратиться к первоисточнику. Но прежде, стоит отметить, что. Идея родилась у руководителей УЕФА из-за постоянного роста расходов клубов. Так, в 2009 году они составили 13,3 миллиарда евро, а в 2010-м - уже 14,4. При этом даже в условиях экономического кризиса доходы тоже росли (12,8 против 12), но за расходами явно не успевали.
Сам же первоисточник гласит следующее (статья 58 «Руководства по лицензированию УЕФА»):
- продажа билетов;
- продажа прав на трансляции;
- реклама и средства спонсоров;
- коммерческая деятельность;
- прибыль от трансферов футболистов;
- прибыль от выбытия (продажи) основных средств - финансовый доход.
Релевантные доходы не включают не денежные статьи или поступления от деятельности, не связанной с футболом.
Релевантные расходы определяются как:
- производственные затраты;
- расходы на оплату труда;
- затраты на приобретение футболистов либо продление их контрактов;
- дивиденды.
Релевантные расходы не включают в себя:
- износ основных средств;
- затраты на развитие молодежного футбола;
- затраты на социальные программы;
- не денежные статьи;
- расходы на уплату налогов или определенные виды расходов на деятельность, не связанную с футболом.
Также в состав релевантных доходов не включаются денежные поступления полученные клубом в качестве безвозмездного пожертвования.
Другими словами: команда может зарабатывать деньги, так, как она посчитает нужным, но есть одна поправка…Все заработанные средства, цены и растраты должны быть аргументированными, в ином случае следственная палата Инстанции по финансовому контролю УЕФА может вынести печальный вердикт для клуба, и такие прецеденты уже есть, но об этом позже. В таком случае, например, главный спонсор, который фигурирует на футболках клуба, баннерах и т.д., по своей реальной спонсорской цене не будет соответствовать действительности – это прямая дорога к штрафу. Тоже касается и продажи прав на телетрансляцию или билетов на стадион – сознательное повышение или понижение их в цене ведет к штрафным санкциям от УЕФА.
Также, из документов УЕФА выплывает, что при определении двусторонних отношений, основное внимание будет уделяться существу дела, а не только правовой форме. То есть в случае, если отношения клуба и какого-то лица не укладываются в перечисленные выше примеры связанности, эксперты все равно могут признать их таковыми по сути.
Особому контролю будут подвергаться следующие сделки между связанными лицами:
- продажа клубом спонсорских прав;
- продажа билетов, относящихся к корпоративным представительским расходам или предоставление VIP -ложи.
Это очень тонкая материя, в которой одно неверное движение или несоответствие юридическим нормам УЕФА может привести к критическим последствиям, как для финансовой ситуации клуба, так и его судьбы в престижных турнирах Европы.
Теперь, вы сами можете проанализировать, каким пунктам соответствуют наши клубы, а каким нет, и методом простого подсчета получиться, что наши команды на сегодняшний день, вряд ли, готовы вступить в эту европейскую систему. Итог, если завтра в Украину грянет финансовый fair play, то уже завтра они лишаться права участия в ЛЧ и ЛЕ.
Позитивная практика финансового fair play
Согласно свежему отчету о финансовой ситуации в клубах от УЕФА из 237 команд, которые были заявлены в евросезоне 2013/2014, большинство из них получили положительные отклики в ведении финансового fair play.
На заседании в Дубровнике и Монако, в обеих случаях, главные деятели УЕФА с огромным оптимизмом подбивали итог первых трех лет практики финансового fair play. Программа официально организованная УЕФА была названа «Licensed to thrill» («Лицензия удивлять»). В ней шла речь о первых отчетах команд касательно финансовых трат и прибыли, расходов на игроков, стадионы, права на продажу телетрансляций и т.д. Со слов генсека УЕФА Джанни Инфантино. Потери клубов высших европейских дивизионов после шести лет неизменного роста сократились на 600 миллионов евро, а сумма просроченных платежей уменьшилась на 70%. Стабильнее всего выступали команды из Испании и Англии, которые доходили до 1/8 финала Лиги чемпионов УЕФА и Лиги Европы УЕФА в 70% случаев – эти же страны лидируют в исполнении большинства правил финансового fair play. А в целом, 22 страны Европы смогли предоставить за последние 10 лет свои клубы в разных ервокубковых первенствах.
Впервые с 2006 года, когда начали отслеживать ситуацию, рост доходов (6,9%) превысил рост зарплат (6,5%). Одновременно, после серии наказаний за несоответствие критериям финансового fair play, сумма просроченных платежей (по обязательствам перед другими клубами, перед игроками и по налогам) с 57 миллионов евро в 2011 году сократились к лету этого года до 9 миллионов.
Отчет продемонстрировал, что в Европе насчитывался 31 клуб с доходом более 100 млн. евро за финансовый год. Из них 24 сражаются в этом сезоне в клубных турнирах УЕФА, а список наиболее доходных команд возглавляет Реал. За финансовый год, завершившийся в 2012 году.
237 клубов в общей сложности получили доходов на 8,1 миллиарда евро. Четверть из них пришлась на продажи прав на телекартинку внутренних турниров, 24% были получены за различные спонсорские контракты, а 20% - выручка от продажи билетов.
Показательным в этом плане являются слова самого Джанни Инфатино, который уверен, что финансовый fair play – это путь в будущее: «Сокращение расходов на 600 миллионов евро - это 36% в год, - подчеркнул Инфантино. - Почему столь значительное сокращение случилось в одночасье? Конечно, благодаря введению правил финансового "фэйр-плей", а также тому, что это первый год, в ходе которого мы в деталях рассматриваем выравнивание расходов и доходов. Это подвигло большинство клубов обратить серьезное внимание на свои финансы и начать движение в правильном направлении. Полагаю, что столь серьезное сокращение расходов за такой короткий срок является конкретным плодом финансового «фэйр-плей», - подчеркивает Инфантино на сайте УЕФА.
Помимо этого, финансовый fair play ставит в четкие рамки владельцев клубов, которые, порой, обладают неограниченными доходами, которые не имеют никакого отношения к заработку самого клуба. Абсолютно очевидно, что финансовый fair play станет на пути многих клубов, где главным козырем стоит, как раз, финансовая составляющая (ПСЖ, Монако, МанСити). Теперь, владельцы клубов будут тщательно искать пути обхода такого нововведения и попытки включить дополнительные финансы с любых источников, которые не запрещает правило финансового fair play. Так что, представители УЕФА ждут череды новых махинаций и попыток обойти систему, но это не пугает в конечном итоге УЕФА. Также, УЕФА уже сейчас готово признать, что к следующему сезону подобных историй, а-ля Бейл-Реал (100 млн. евро), Торрес –Челси (50 млн. евро.), Фернандиньо – МанСити (50 млн. евро) и т.д., а это не может вызывать положительные эмоции.
Со временем, правила и наказания за несоответствие финансовому fair play будут ужесточаться и приведут к тому, что игра в футбол будет больше отвечать формату игры команд и игроков, а не финансов и трансферов, хотя проблем и нестыковок в этом правиле более, чем достаточно. Об этом и поговорим далее.
Негативная тенденция финансового fair play
Если большие денежные «кошельки» современного футбольного мира думают о том, как преодолеть надоедливые правила УЕФА и укрыть свои доходы от всевидящего ока Ньона, то рядом с ними, до сих пор, остаются команды, которые балансируют на краю финансовой пропасти, и их падение – это уже скорее не туманное будущее, а формальная реальность.
Не только клубы из Украины, но и ряд клубов с топ-чемпионатов, которые претендуют даже не на ЛЧ, а просто на ЛЕ сейчас не соответствуют правилу финансового fair play. И час расплаты для многих клубов уже прозвучал. 11 сентября 2012 Следственная палата Инстанции по финансовому контролю временно заморозила выплаты призовых за минувший еврокубковый сезон 23 клубам. Среди них оказались: Список этих 23 клубов:
Борац Баня-Лука
Сараево
Железничар
ЦСКА София
Хайдук
Осиек
Атлетико
Малага
Маккаби Нетания
Шкендия
Флориана
Будучность
Рудар
Рух
Спортинг
Динамо Бухарест
Рапид Бухарест
Васлуй
Рубин
Партизан
Войводина
Эскишехирспор
Фенербахче
Как видно из этого списка, среди 24 команд есть и абсолютно неизвестные команды, так и клубы, которые принимают участие в групповом этапе ЛЧ, как минимум. То есть, миф о том, что УЕФА интересует только топ-клубы, так и остается мифом.
Следственная палата передала на рассмотрение Арбитражной палате дела клубов Лех и Арсенал Киев в связи с тем, что их долговые обязательства с 30 июня 2012 года по 30 сентября 2012 года только выросли. По состоянию на 30 июня 2012 года выплаты призовых двум этим клубам не были приостановлены.
Наказание за подобные финансовые проблемы будут только усиливаться и ужесточаться, что может привести к исчезновению и уменьшению футбольной карты в еврокубках. По сути, ЛЧ и ЛЕ может превратиться в турнир клубов, которые могут позволить себе иметь мощный и дорогостоящий менеджмент, а также хороших спонсоров и, в конечном итоге, состоятельных болельщиков, которые могут постоянно покупать клубную атрибутику по европейским ценам и оплачивать ежемесячный абонемент на домашние матчи своей команды. Причем, УЕФА не учитывает тот факт, что команды могут представлять разные страны с разным уровнем национального дохода. Что, в итоге, создает некий формальный пробел между командами из прогрессивных стран Европы и развивающимися. Но это только один из тех минусов, который ожидает встретить клубам, которые захотят жить по правилам финансового fair play. На самом деле, проблем будет гораздо больше и вместе с первыми позитивными тенденциями будут и негативные.
На практике у команд будет три года, чтобы вести свои финансовые дела таким образом, дабы не получить дисциплинарных санкций от УЕФА, а также пройти лицензирование в еврокубки. То, что сегодня такое правило могут не пройти 90% клубов от Украины – факт номер один. Другой вопрос заключается в том: создаст ли УЕФА систему гибкого реагирования на целый ряд нюансов связанных с абсолютно разными формами финансовых реалий разных клубов, и насколько такая система будет усовершенствована?
Мнение экспертов
Мишель Платини (президент УЕФА): «Финансовый "фэйр-плей" не является индивидуальным желанием Президента УЕФА. Эту политику разделяют вместе с политическими властями все представители европейского футбола: клубы, лиги и ассоциации. Цель этой инициативы - после долгих лет огромных расходов установить контроль за финансовой системой в футболе. Мы не собираемся убивать клубы, а хотим вместе работать над созданием здоровой и стабильной финансовой ситуации в европейском футболе».
Сергей Палкин (генеральный директор Шахтера): «Сегодня существует проблема, с которой мы (и в Украине, и в России) столкнемся в скором времени - это финансовый Fair Play, при котором клубы должны сами зарабатывать деньги на собственное функционирование. Поэтому нужны будут источники дополнительных доходов.
К сожалению, в наших странах мало таких источников, которые могут удовлетворить требованиям, выставляемым UEFA. А между тем из года в год ситуация будет становиться все сложнее и сложнее, критерии будут только ужесточаться».
Валерий Газаев (председатель оргкомитета Объединенного чемпионата): «На данный момент ни один российский или украинский клуб не соответствует нормам финансового fair play, которые с 2014 года вводит UEFA. А значит, в будущем они лишатся права участвовать в еврокубках. Только объединение клубов двух наших стран позволит справиться с проблемой! Другого пути просто нет!».
Артем Франков (главный редактор футбольного еженедельника «Футбол»): «Мы хотим, чтобы финансовый fair play работал и в Украине, но мы не всегда хотим соответствовать правилам, которые работают в таком режиме, а это сильно затормаживает процесс адаптации украинских клубов в этой системе. Нет мотивации для наших клубов зарабатывать, а это проблема.»
Андрей Стеценко (директор ФК Днепр): «Финансовый Fair Play? Никто из моих коллег в других клубах не понимает, о чем идет речь. Больше того вам скажу, недавно у нас был семинар посвящен этому, и приезжали люди из УЕФА, которые должны были все объяснить. Они долго нам рассказывали о финансовом Fair Play, потом попросили задавать вопросы. Когда мы начали спрашивать, ни на один из них они ответить не смогли».
Анатолий Симачинский, Спорт XL