Европа хочет использовать Украину в качестве оружия против России
Европейские политики (в том числе Баррозу, Вестервелле, Сикорский) продолжают настаивать на освобождении Тимошенко, иначе подписание договора об ассоциации с ЕС, а вместе с ним и о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, в ноябре на саммите Восточного Партнерства в Вильнюсе не состоится.
В то же время, они представляют всё это как взаимовыгодное предложение (при том, что львиную долю выгоды получит Европа), которое способствует становлению европейских ценностей (переживающие сейчас упадок на континенте) по средствам воплощения, как описал The Economist, “глубоких реформ“, которые “могут подорвать ту самую систему, благодаря которой Янукович пришел к власти”. Несмотря на это, он и его премьер министр продолжают продвигать их.
В недавнем заявлении Министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса в Вильнюсе 3 июля прозвучал намек на скрытый план Европы – Министр назвал Соглашение об ассоциации не просто “техническими переговорами с еще одним партнером”, но целым “геополитическим процессом“. Другими словами, Украина – не Мальта и не Хорватия, а страна геополитической важности для Запада, ведь она идеально подходит для роли дубинки, которой можно бить Россию – постоянная цель Европы как союзника США.
Излишний драматизм?
В той самой статье журнала The Economist от 6-го июля, о которой речь шла выше, упоминается фраза “перетягивание каната” между Москвой и Брюсселем за Украину. Но перетягивание каната – это детская забава. Дальше в статье автор уже называет это ”битвой титанов”, что на самом деле лучше отображает происходящее. Журнал цитирует восточно-европейских политиков, которые полагают, что “подкошенная” Тимошенко не должна стоять на пути закрепления в Украине антироссийской ориентации.
Такая ориентация будет катастрофой для Украины и Президент Янукович, всегда избегающий четкой формулировки выбора между БрюсселемВашингтоном и Москвой, это прекрасно осознает. Отсюда становится ясной реакция посла Литвы Пятраса Вайтекунаса относительно недавнего подписания в Минске соглашения о предоставлении Украине статуса наблюдателя при поддерживаемом Москвой Таможенном Союзе (ТС), который заявил, что этот “расстроивший” шаг “оказался для нас сюрпризом”. Статус наблюдателя не подразумевает членство и не предполагает утрату суверенитета Украины в пользу ТС, но всё равно раздражает Европу, указывая ей на непонимание Киевом того, что подписание Соглашения об ассоциации означает согласие на роль той самой дубинки для удара по России.
Кроме того, раздражение Европы из-за Минского Соглашения усиливается осознанием того, что подписание Соглашения об ассоциации и членство в ТС не являются взаимоисключающими элементами, вопреки ее постоянным утверждениям об обратном.
Как указал экс-министр экономики Украины Виктор Суслов в рамках недавней встречи премьеров Азарова и Медведева в Сочи, статья 39 Соглашения об ассоциации предусматривает право Украины вступать в международные зоны свободной торговли и таможенные союзы, которые не противоречат нормам Соглашения об ассоциации. По его словам, такие противоречия могут возникнуть только в сфере технического регулирования и использования тех или иных стандартов.
Соглашение об ассоциации несет в себе эфемерные выгоды для Украины, превращая её в подобострастного vis-à-vis Европы, и устанавливает реформы, которые как уже говорилось, могут подорвать ту самую систему, которая привела Януковича к власти. В итоге, Украина практически ничего не потеряет, если Европа вдруг скажет “нет” на ноябрьской церемонии подписания в Вильнюсе и мало что приобретет, если скажет “да”.
Исходя из этого, Янукович не обязан потакать всем прихотям Брюсселя по первому требованию (чего он пока и не делал). Если Брюссель все же примет по большому счету нереформированную Украину с ее московскими связями, открытую и нормально функционирующую – так тому и быть. Если нет – Януковичу не стоит сетовать. У него есть другая альтернатива. Остается еще ТС, который, несмотря на сложный политический контекст, несет в себе осязаемые экономические выгоды для украинских компаний и государства в целом в виде снижения цены на газ и незначительной пошлины на его импорт.
Исследование, проведенное институтом им. Горшенина в марте и опубликованное в июне, показало, что 41,6% украинцев считают, что Киев должен выбрать Европейскую интеграцию, в то время как 49,7% проголосовали за: вступление в ТС (34,7%); ни в ЕС, ни в ТС (15%). Это слабый результат для Европы ввиду непрестанной поддержки со стороны СМИ и элиты Украины.
Более свежее исследование Киевского международного института социологии (КМИС, 22 июня, 2013 года) показало немного более высокую поддержку присоединения к ТС (39.8% ) по отношению к Европейской интеграции (36.2%).
Независимо от предпочтений того или иного партнерства, согласно КМИС, 69% украинцев предпочитают открытые границы, снятие пошлин, интеграцию и близкое сотрудничество с Россией (без потери независимости) – настроения, которые прямо противоречат целям и содержанию Соглашения об ассоциации. Это похоже на естественный электорат г-на Януковича. Он игнорирует их на свой страх и риск.
Россия и Европа могут участвовать в “битве титанов” за Украину, однако Виктор Янукович и Министр иностранных дел Леонид Кожара не принимают позиции Брюссельской технократии, в пользу которой Украина должна сделать выбор. Они верят во всеевропейский союз, где Украина выступит в качестве моста между двумя основными частями Европы – востоком и западом – как логичный исход окончания Холодной Войны. Они инстинктивно смотрят искоса на Соглашение, которое требует от Украины молча принять продолжающийся передел континента, при этом давая взамен скудную компенсацию за воплощение чужой программы (в данном случае – Брюсселя)
К счастью для Януковича, статья 39 разрешает Киеву присоединиться к обоим союзам – Зоне свободной торговли с Брюсселем и ТС с Белоруссией, Казахстаном и Россией, тем самым предоставляя свободу для необходимых ему маневров.