Регистрация Войти
Вход на сайт

Лимит на легионеров. Реальность или миф?

21 января 2013 05:00

Лимит на легионеров. Реальность или миф?Некогда интересующий движущие силы украинского футбола вопрос лимита на легионеров понемногу уходит в тень.

Новое руководство ФФУ, с виду являющее собой некое «протестное движение» против предыдущих принципов управления отечественным футболом, похоже, откладывает до следующих времен мгновенные изменения в системе количественного соотношения «украинские игроки-иностранцы».

Анатолий Коньков, будучи кандидатом в председатели федерации, о данной теме говорил предельно четко – мол, любые ограничения вредят реальному позитивному результату. Став президентом ФФУ, тему лимита на легионеров Анатолий Дмитриевич как-то лениво, что ли, обходит.

На сегодняшний день в Украине продолжает действовать формула «максимум 7 иностранных игроков на поле одновременно». Лимит на использование иностранной рабочей силы был введен руководством ФФУ во главе с Григорием Суркисом в апреле 2004 года и начал действовать с сезона 20045 – тогда ужесточение коснулось обязательного использования не менее троих футболистов с украинским паспортом на поле одновременно. Нововведения должны были действовать ровно один сезон, после – могли быть изменены в любую сторону ужесточения или возвращения к прежнему состоянию дел (чего, впрочем, не случилось ни сезоном, ни двумя позже). Кроме того, были введены и своеобразные денежные «эмбарго» - за каждого заявленного игрока с паспортом не гражданина Украины клуб-инициатор должен был заплатить 10 тысяч американских долларов в Фонд развития детского и юношеского футбола Украины. За каждого последующего заявленного легионера сумма возрастала еще на 5 тысяч условных единиц. Пусть смешные, вспоминая о крутящихся в украинском футболе миллионах иностранной валюты, но все же деньги, призванные стимулировать развитие именно украинских молодых талантов.

Введение лимита на легионеров в те несколько померкшие в памяти годы было продиктовано, как говорилось, «интересами национального футбола», конкретно – национальной сборной, никак не могущей пробиться на континентальный или мировой форум. Неофициальной причиной называлось также желание вырастить «на экспорт» украинских игроков, способных достойно представить страну в лучших европейских чемпионатах. Но в первую очередь (и это было понятно даже тому самому ежу) целью таких мер было бы частичное прекращение засилья в большинстве своем не качественных легионеров, закупавшихся украинскими клубами как большой, так и «средней» руки (ноги?!).

Ярым противником введения лимита на легионеров был донецкий «Шахтер», ранее не стеснявшийся в большинстве своих матчей играть с одним Анатолием Тимощуком в стартовом составе – в столице Донбасса достижение цели видели именно через призму привлечения иностранных кадров. Бразильская политика «оранжево-черных» тогда лишь зарождалась, но в команде уже тогда было ой как немало иностранных ребят.

Другие влиятельные игроки украинского футбола – в первую очередь погрязшее в приглашении не оправдывающих надежды иноземцев «Динамо», а также строящиеся тогда преимущественно на украинских исполнителях «Металлист» и «Днепр», к реформе отнеслись неоднозначно, но, в большинстве своем, нейтрально.

Сейчас тяжело говорить, как было бы, не начни свое действие лимит фактически под приход Олега Блохина, но факт остается фактом – введение внутренней реформы чудесным образом совпало с выходом украинской национальной дружины на чемпионат мира.

Явный дефицит молодых кадров после успешно проведенного чемпионата мира вынудил Блохина и ФФУ продавливать новое решение – ужесточение лимита до не более 7 иностранцев произошло в мае 2007 года и… не дало результата – кричащая о смене поколений сборная больше не могла выезжать на «холостых патронах» изживших себя опытных исполнителей, а молодая поросль ну никак не могла расцвести настолько быстро. Критиков лимита на легионеров добавилось.

Параллельно с введением таких приятных для молодых украинцев «насильных реалий» в Украине появилась и стремительно развилась тенденция переплаты за отечественные молодые таланты – клубы попроще, выстроившись «по ветру», почуяли запах легкой наживы и поменяли вчерашних «талантливых» на сегодняшних «мегаперспективных». Цены на игроков скакнули до небесных высот!

Сама молодая гвардия (зачастую исключением не были и игроки постарше – возраст не имел значения) также почувствовала слабину – видя, что пробиться в состав в силу искусственно созданных ограничений теперь гораздо проще, «аборигены» не только зачастую понижали требования к себе, но и при этом научились выуживать из руководства клуба более солидные подъемные за свой иногда менее качественный труд!

Устоявшиеся тенденции с внутренним «удорожанием» услуг отечественных игроков, из-за чего те стали воротить носом не только от вчера их устраивающих предложений, но и ввергать в шок все еще интересующихся отечественным продуктом зарубежных команд (те, узнав о запросах энного украинского исполнителя, с ужасом отваливали в сторону…), останется на совести владельцев и президентов украинских клубов – те в условиях ну никак не рыночных отношений в украинском футболе (понятие «самоокупаемость» украинскому ФК будет чуждо еще не один год) не смогли вовремя пресечь желания своих подопечных. Да встретиться и обсудить ситуацию все вместе руководители могли, в конце концов!

По сути, в Украине футбольной, не могущей существовать обособленно, отдельно от Украины остальной (культурной, политической… логический ряд можно продолжить), очередную хорошую по предназначению и возможному результату идею превратили в… Понятно что, да?.. Появление тех же Коноплянки, Ракицкого, Ярмоленко, Гармаша, Степаненко, Кривцова, Безуса, Коваля и многих других наверняка случилось благодаря тому же введению лимита, ведь это те игроки, которые, развиваясь в «тепличных условиях», выстояли в борьбе с окружающими их всевозможными соблазнами (а все мы - люди, что ни говори) современного мира и не погубили свой талант, как то случилось с десятками, а может, сотнями, других – то есть, приобретение национальным футболом таких кадров – вдвойне ценнее по причине той же пропасти начала нулевых годов нового столетия.

Приобрели «дома» (во внутреннем первенстве) – потеряли на «выходе (в геометрии международного отношения и восприятия). Парадокс, но прилично выросший благодаря, по сути, исключительно четырем (с натяжкой – пяти) украинским клубам коэффициент Украины в соревнованиях Старого Света никак не отразился на большем привлечении игроков с украинским паспортом в лучшие европейские чемпионаты – в этом отношении по, в том числе, приведенным выше причинам лимит только навредил.

Наблюдается и не что иное, как отказ от поиска «золотой середины» - очевидно, что отказаться полностью от существующего лимита не выйдет точно, почему же тогда не попытаться трансформировать его под систему существующих сегодня перед украинским футболом вызовов? УПЛ – к счастью, уже вполне самодостаточное, более того, точно входящее в десятку лучших европейских первенств соревнование, в которое вполне обоснованно и, очень вероятно, успешно, могла бы быть введена та же английская система – когда в чемпионат привлекаются лишь те игроки, которые сыграли определенное количество матчей в году за сборную своей страны. Не стоило бы вводить настолько высокое, как у англичан, процентное соотношение, но начать с малого – было бы ой как уместно! Таким образом, и «волки сыты» - самые амбициозные украинские клубы могли бы и дальше привлекать хорошую (именно так!) иностранную рабочую силу, а клубы попроще – приглашать крепких иностранцев для того, чтобы те делились опытом с доморощенными исполнителями… и «овцы целы» - молодые украинские игроки, предварительно лишенные президентами относительной вседозволенности, ощущающейся сегодня, могли бы приносить реальную пользу национальному виду спорта №1. И тогда выступающие за лимит на легионеров деятели могли бы поднять бокал не за частичную – полноценную победу своих намерений.

Почему лимит на легионеров не будет отменен полностью, как того на словах жаждут те же представители донецкого «Шахтера» или харьковского «Металлиста»? Да не по Сеньке шапка – УЕФА, требующая соблюдения принципа «4+4» (минимум четыре воспитанника клуба и минимум четыре воспитанника национальной ассоциации» в заявке), добровольно-принудительно склоняет противников лимита на отказ от непосильных по причине существующей реальности замыслов. А отказываться от участия в еврокубках, нарушив «заветы» европейской ассоциации в угоду «мы хотим только легионеров, с ними – результаты лучше и свои красивше вырастут» никто не станет…

Максим Саливон, Спорт XL

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: