Ученые: отколовшийся от Антарктиды айсберг открыл уникальную жизнь

6 октября 2017 04:30
Ученые: отколовшийся от Антарктиды айсберг открыл уникальную жизньВ июле 2017 г. от участка С антарктического ледника Ларсена откололся колоссальный айсберг, крупнейший их зафиксированных: его площадь составила около 5800 км2, а масса — больше триллиона тонн. Ушедший в море Уэделла айсберг А68 настолько велик, что ученые уверены: его отделение от шельфовых льдов приведет к ускорению таяния и вообще климатических изменений на всем пространстве западной Антарктики.

Однако биологи нашли в происходящем внезапный плюс: образование трещин и сползание ледниковых полей в океан открывает доступ к древним живым организмам, которые были заперты под ними порядка 120 тыс. лет. Об этом Джо Мерчант пишет в авторском материале, подготовленном для журнала Nature.

Морская вода и неглубокое дно под 5800 км2, которые прежде покрывал айсберг А68, становятся доступны для солнечного света и начинают сообщаться с остальными частями океана. По-видимому, происходит это впервые как минимум с долгого межледниковья 117–128 тыс. лет назад. И ученым крайне не терпится исследовать области, так долго остававшиеся в изоляции, и те процессы, которые с ними теперь будут происходить.

В прошлом году международная Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) приняла решение относить морские экосистемы, открывающиеся из-за таяния льдов, к «Особым областям научных интересов» . Такой статус дает им защиту от рыболовства, которое запрещается в этих областях как минимум на два года и с возможностью продления до десяти.