В Гамбурге запустили уникальный рентгеновский лазер

3 сентября 2017 17:36
В Гамбурге запустили уникальный рентгеновский лазерВ создание Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL, который был открыт в Гамбурге немецким министром образования Иоганной Ванкой, инвестировали 1,5 млрд. евро. Это один из самых крупных научно-исследовательских проектов Европы.

Большая часть лазерной установки длиной 3,4 км расположена под землей. Она протянулась от Баренфельда (Гамбург), где расположен исследовательский центр DESY, до Шенефельда в Шлезвиг-Гольштейне. С начала недели над Гамбургом светятся 5 зеленых лучей, которые с начала недели привлекают внимание к новому научному центру.

Подземное устройство называют «самым большим в мире микроскопом», «самой яркой рентгеновской вспышкой» и «научной филармонией на Эльбе». Однако в том, как именно оно работает, разбираются лишь немногие физики. С его помощью ученые надеются сделать много важных открытий, например, детально изучить поведение, атомов, вирусов и клеток. XFEL позволяет восстанавливать объемные изображения молекул и снимать так называемое молекулярное кино, то есть кадр за кадром следить, как происходит химический процесс их образования.

На глубине 38 м электроны настолько сильно ускоряются на участке длиной 1,7 км, что почти разгоняются до скорости света. Такой эффект достигается благодаря ускорительному сверхпроводящему элементу из металла ниобия. Он охлаждается до температуры -271 °С и больше не оказывает сопротивления электрическому току.