22 марта 2017 18:30
Уникальное е явление: черная дыра “подавилась” массивным обедом из звездной пылиАстрофизики из Массачусетского технологического института по-новому оценили энергию, исходящую от черной дыры, пока она разрывает соседнюю звезду.

Проблемы с пищеварением – непривычная ситуация для черной дыры. Энергия, выбрасывающаяся из черной дыры, излучает электромагнитный спектр, демонстрируя все от радиоволн до гаммы. Но редкие вспышки трудно отследить.

Приливные вспышки разрушения формируются, когда звезда приближается на опасное расстояние к черной дыре и разрывается огромной гравитационной силой.

Астрофизики недавно объявили о новом видении этой энергии. Все началось 11 ноября 2014 года, когда глобальная сеть роботизированных телескопов обнаружила вспышку в галактике, удаленной от Земли почти на 300 миллионов световых лет.

Автоматический небесный поиск суперновых (ASASSN) разослал уведомление о событии. Астрономы быстро нацелили армаду телескопов на вспышку, названную ASASSN-14li, и собирали данные за 270 дней.

Они выявили закономерность: всплески излучения, затем провалы, а затем еще один ряд всплесков. Идентичные флуктуации были обнаружены сначала в оптическом свете, собранном Las Cumbres Observatory Global Telescope, а затем в рентгеновских лучах, выявленных орбитальной космической обсерваторией НАСА Свифт.

«Только недавно телескопы начали общаться друг с другом. И нам повезло в этом конкретном случае, потому что многие люди были к этому готовы», – сказал астрофизик из Массачусетского технологического института Дэрайдж Пашам. – «Благодаря этому мы располагаем большим количеством данных».
Введя информацию в компьютерные модели, Пашем и его коллеги обнаружили любопытное явление.

Когда черная дыра разорвала свой звездный обед, обломки звезды столкнулись друг с другом, создавая вспышки в оптическом свете на местах столкновения. Спустя несколько дней, когда обломки приблизились к черной дыре и нагрелись, они снова вспыхнули в рентгеновском свете более высокой энергии. Затем они исчезли в черной дыре.

«По сути, эта черная дыра долгое время голодала, и вдруг появилась невезучая звезда, полная материи», – сказал Пашам. – «Этот звездный материал не просто непрерывно подается на черную дыру, но и взаимодействует с самим собой – останавливается и уходит, останавливается и уходит. Получается, что черная дыра «захлебывается» от этого неожиданного запаса звездных обломков».