Регистрация Войти
Вход на сайт

Сергей Корсунский: «Крым – чья угодно, но только не российская земля»

Сергей Корсунский: «Крым – чья угодно, но только не российская земля»В эти дни в Анкаре на разных дискуссионных площадках активно обсуждаются перспективы развития конфликта вокруг Украины. И во всех этих дискуссиях активно участвует посол Украины в Турции Сергей Владимирович Корсунский, который любезно согласился ответить на вопросы корреспондента “Зеркала” в Анкаре.

- Господин посол, честно говоря, создается впечатление, что Украина не была готова к такому повороту событий?

- Увы, вы совершенно правы. Мы относились к русскому народу как к нашим братьям и, естественно, не ожидали такого недружественного шага, как агрессия, не говоря уже об аннексии части территории Украины со стороны России. Я уверен, что даже самые горячие головы в Киеве не могли представить такого поворота событий. Хотя, если теперь вспомнить шаги, которые предпринимались руководством России в течение последних нескольких лет, можно прийти к выводу, что все они как бы служили подготовкой к нынешней агрессии.

Особо хочу отметить попытки формирования в российском обществе общественного мнения о неприятии идеи независимой Украины, такого себе снисходительного отношения к украинцам. Хочу напомнить известное заявление Владимира Путина от 2008 года о том, что Украина как государство – это некое недоразумение. То есть Украина не должна существовать, так как ее никогда не было. Но ведь это же несерьезно. Точно так же несерьезно утверждать, что Крым – это российская земля, притом исторически. Мы все прекрасно знаем, что Крым – чья угодно, но только не российская земля – Византия, Греция, Османская империя и, наконец, Крымское ханство на протяжении многих столетий. И только последние 170 лет Крым находился под российским владычеством. Также не укладываются в уме утверждения о том, что Крым был передан Украине каким-то незаконным образом. Это просто смешно. Ведь существуют источники, государственные архивы. Украина никогда не просила передачи Крыма. Крым, по сути, был навязан Украине. По той простой причине, что в то время, после Второй мировой войны, Крым находился в ужасном состоянии. Не было воды, электричества. Украину просили взять Крым. Именно тогда построили канал, появились вода, электричество.

- Кроме того, насколько мне известно, обращение к истории в качестве аргумента при решении подобных международно-правовых вопросов вообще неприемлемо…

- Вы совершенно правы. Да, на самом деле, в этом случае, к примеру, Германия должна требовать у России Калининград, а у Франции – Страсбург. В десятках международных договоров, как двусторонних, так и многосторонних, Россия подтверждала признание территориальной целостности Украины. Я уже не говорю о Будапештском меморандуме, который в течение последних 20 лет служил в качестве краеугольного камня всей системы международной безопасности. Сегодня эта система разрушается со стороны ядерного государства. Я не хотел бы выступать в роли предсказателя, но боюсь, что правила функционирования системы ООН, и даже системы Совета Безопасности ООН подвергнутся теперь переосмыслению. Ведь получается, что ядерные государства не осознают своей ответственности, они могут отказаться от взятых на себя обязательств, что вообще неприемлемо в ядерный век.

- Сегодня мы наблюдаем за процессами, которые происходят вокруг Крыма. Но все началось с Нагорного Карабаха, потом была Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье. Кстати, Россия пытается и Молдове навязать внеблоковый статус, федерализацию. Мы или очень скоро забыли, что находились в составе империи, притом материковой, которой не так просто отказаться от бывших колоний, или все пытались решать собственные проблемы самостоятельно, не раздражая Москву…

- Это сложный философский вопрос. Любая империя – это плохо. Британская, Османская и так далее. Любая империя рано или поздно разваливается. Это неизбежность. Однако при развале империи метрополия может предложить объединяющую идею, способствующую налаживанию нормальных, дружественных отношений между нею и бывшими колониями. В качестве примера можно привести Британскую империю. Она превратилась в Содружество. Канаде до сих пор не стыдно иметь у себя генерал-губернатора, назначаемого королевой Великобритании. Или вряд ли кто сегодня может себе представить, что Австралия может аннексировать часть территории Новой Зеландии. Другой пример. Турция предпринимает шаги по воссозданию тюркского мира. Но не через аннексию территорий, а через реализацию культурных и экономических проектов, то есть через объединяющую идею. Россия также могла пойти по этому пути и, уверяю вас, добилась бы намного большего, чем агрессией и аннексией.

Кроме того, в ХХI веке нельзя использовать грубую силу для реализации внешнеполитических задач в тех масштабах, как в XIX веке. Я часто привожу этот пример. В Украине 15 ядерных реакторов, 30 тысяч километров газопроводов, огромные химические заводы, шахты по добыче урановой руды и большое количество различной инфраструктуры, которого не было двести и даже 70 лет назад, во время Второй мировой войны. Ведь надо же осознать хотя бы то, что военные действия на территории Украины – это колоссальная угроза всей Европе, в том числе и России. Надо же понимать, что 15 ядерных реакторов – это уже не один Чернобыль… Надо же в конце концов осознать, что в глобальном мире все взаимосвязано. Все передается по цепочке. Например, некоторые эксперты считают, что корни проблем, с которыми сегодня сталкиваются многие страны Ближнего Востока и арабского мира, связаны с ошибками, допущенными со стороны США по ходу войн в Афганистане и Ираке. То есть сегодня война – не тот инструмент посредством которого без негативных последствий для всей системы можно решить серьезные международные конфликты.

Однако все же существует проблема выживания для таких небольших стран, как Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина…

- Украину вряд ли можно считать настолько маленьким государством…

- По сравнению с масштабами России, по крайней мере, по территории Украину все же нельзя считать большой. Сегодня даже США не могут в одиночку выжить в современном мире и обеспечить собственную безопасность. Только цельная система международной безопасности может позволить нам всем вместе обеспечить мир и стабильное развитие. Поэтому подпись под международными договорами должна иметь цену, она должна стоить чего-то. Иначе катастрофа…

- Вы сказали, что империя при развале может предложить бывшим колониям новую, привлекательную объединяющую идею. Привели пример, Великобритании и Турции. Османская империя развалилась в начале ХХ века. И только через сто лет Турция начинает предлагать какие-то объединительные схемы бывшим колониям, тюркскому миру. А может быть, России просто нечего предложить, по крайней мере, привлекательного. К примеру, есть Евросоюз. И любому нормальному человеку хочется жить так, как там…

- Когда началась оккупация Крыма, в России были опубликованы обращения интеллигенции. Их было два. Один из них подписали более 500 так называемых деятелей культуры, которые поддержали политику агрессии Путина в отношении Украины. Однако было и другое обращение, в котором хотя и меньшее количество, но не менее именитых деятелей культуры выразили протест этой политике.

Это показатель того, что у России есть потенциал. Ведь по фамилиям и там, и тут были люди с мировыми именами. Я с огромным уважением отношусь к представителям российской культуры. Но никак не могу понять, как в ХХI веке такие представители культуры, как Башмет или Спиваков, “Виртуозы Москвы” – люди, безусловно, самодостаточные и политически независимые могут поставить подпись под обращением с призывом к войне. Это не укладывается в голове.

Но есть другой список. Но есть и другие люди. И это стоит помнить. Эти люди в любом случае проявили огромное гражданское мужество. Это в Украине вы можете писать и говорить все, что душе угодно, а в России за проявление гражданской позиции в “неверном” направлении могут в лучшем случае подвернуть обструкции.

Кроме того, необходимо учитывать последствия антиукраинской кремлевской пропаганды. В российских СМИ все украинцы – фашисты, националисты и бандеровцы, притом в особом “специфическом” понимании последнего слова…

Впрочем, в Евросоюзе тоже не все так просто. Не так просто жить и добиться успеха. Евросоюз, может быть, и не идеал, но лучшего пока нет. Если бы Россия могла предложить альтернативную идею, основанную на принципах гуманизма, равенства, обеспечивающую процветание, учет интересов, в том числе и в религиозной сфере, нам было бы из чего выбирать. Но этого нет. Московская патриархия делает вид, что христианство пришло на Русь не из Киева, а как бы само собой.

Тот же христианский фактор объединяет Россию с православной Грузией. Одним словом, как выше я отметил, честным, искренним диалогом Россия могла бы добиться неизмеримо большего, чем оккупацией.

Толерантность является основой украинского общества. Именно поэтому обвинения в наш адрес в фашизме, в притеснениях по национальному, языковому и религиозному признаку не выдерживают никакой критики. Это все – безнравственная ложь.

- Еще перед началом интервью вы вспомнили о ГУАМ и сказали, что Украина оказалась последней среди членов этой организации, которую Россия наказала территориальным конфликтом.

В свое время много говорилось о необходимости превращения ГУАМ в военно-политический блок. Были идеи по созданию совместных миротворческих или хотя бы полицейских сил. Насколько актуальной становится идея превращения региональной ГУАМ в военно-политическую, скажем, с привлечением Турции и США, в свете последних событий вокруг Крыма? То есть речь идет не о членстве в НАТО, а о новом военно-политическом блоке.

- Не могу ничего четкого сказать о возможных перспективах реализации этой идеи. Однако, к сожалению, могу отметить, что страны ГУАМ оказались не настолько экономически сильными, когда идея этого объединения активно поддерживалась нашими западными партнерами. Это сегодня Азербайджан нарастил мышцы за счет экспорта энергоресурсов.

Украина в данный момент находится в тяжелом экономическом положении. Однако, несмотря на это, мы наконец-то осознали необходимость создания дееспособных вооруженных сил. Уверен, что в течение ближайших несколько лет мы создадим сильную, современную армию.

Однако вряд ли можно предположить, что мы, то есть, я имею в виду в целом страны ГУАМ, можем создать вооруженные силы, способные противостоять российской армии, располагающей к тому же ядерным оружием.

Думаю, путь к обеспечению безопасности стран ГУАМ лежит через создание ассоциативных отношений с Евросоюзом. Идея ГУАМ никуда не исчезла. Она просто трансформировалась в новое качество – “Восточное партнерство”, Соглашение об ассоциации. В Европе поняли, что если мы постоянно говорим о проблемах, в том числе и связанных с безопасностью, то с этим надо что-то делать.

Мы надеемся, что в ближайшее время и Грузия, и Молдова подпишут Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Политическую часть этого соглашения с Евросоюзом Украина уже подписала. Это первый шаг, который мы все должны сделать.

Следующим шагом, как мне кажется, будет создание новой региональной системы коллективной безопасности, которая уже не может быть основана исключительно на слове ядерных держав.

- В 2008 году Грузию поддержали, но только политико-дипломатически. Военной поддержки Грузии оказано не было. Если бы не оказали и политической поддержки, Грузия перестала бы существовать как независимое государство. А сейчас Крым…

- Думаю, в Вашингтоне и Брюсселе уже осознали необходимость создания новой системы коллективной безопасности, которая будет основана на взаимном доверии и подписи. К сожалению, Россия оказалась недоговороспособным партнером. События последних лет показали, что ее подпись под международными соглашениями ничего не стоит.

Если так, то о чем можно говорить и договариваться с Ираном, Северной Кореей и другими проблемными государствами? В этих условиях международно-правового нигилизма почему не заполучить ядерное оружие, чтобы чувствовать себя в безопасности?!

Сейчас горячая фаза кризиса. Эта фаза еще не завершилась. Как только она завершится, мировая дипломатия приступит к строительству новой системы коллективной безопасности.

- Кстати, о разрешении горячей фазы кризиса. Сразу после августа 2008 года я брал интервью у тогдашнего спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу Питера Семнеби. Он ставил в заслугу Западу то, что удалось остановить агрессию России в отношении Грузии. Это похоже на то, что у вас крадут 100 долларов, а потом возвращают 50. Да еще требуют благодарности. Мы сейчас слышим заявления из Брюсселя и Вашингтона: “Если Россия пойдет дальше…” Куда еще дальше?! На Киев?! Разве того, что оккупировать Крым, мало?!

- Да, вы правы. Да, можно придерживаться крайних позиций. Да, Россия в 2008 году оккупировала Абхазию, Южную Осетию, а сегодня Крым. Да, можно объявить войну и попытаться освободить оккупированные территории. Но, с другой стороны, всем известно, что любой худой мир лучше доброй войны.

Вопрос заключается в следующем: это просто амбиции, что Крым должен быть украинским или же российским? Там живут люди – около двух миллионов. А война приведет к колоссальным жертвам. Да, необходимо добиться освобождения оккупированного Крыма. Но каким путем? Вначале лично я отреагировал на ситуацию чисто по-мужски. На войне, как на войне. Надо воевать. А потом…

- Я не говорил о войне…

- На дипломатическом фронте делается все возможное. Буквально недавно было принята четкая по содержанию резолюция Генассамблеи ООН, в которой однозначно заявлено об оккупации украинской территории. Таким образом, с точки зрения международного права, эта аннексия не признана, и я вас уверяю, что не будет признана в обозримом будущем. По той простой причине, что это противоречит интересам большинства государств – членов ООН.

Скажу еще больше. Пошел, можно сказать, обратный процесс. Крымские татары заявили о воссоздании национальной автономии. Это очень интересный процесс. Крымские татары – коренной народ Крыма, признанный Украиной, имеющий право на самоопределение. Сейчас начнется другой международно-правовой процесс.

- И многие активисты татарского движения окажутся в российских тюрьмах по обвинению в разжигании сепаратизма…

- Но это очень тяжело будет воспринято международным сообществом. Я уже не говорю о Турции. Это не фиктивное право выдуманного “народа Крыма”, не существующего в природе, а реальное международное право коренного народа на самоопределение.

Если они пойдут по этому пути, мы еще посмотрим, как подобное поведение будет воспринято на Кавказе, в Татарстане и так далее. Одним словом, война будет идти, но другими, то есть дипломатическими средствами. Важно, чтобы мы были последовательны, едины, не поддавались на шантаж, провокации и подкуп со стороны России. Важно, чтобы те государства, которые сказали “нет” агрессии против Грузии и Украины, те государства, которые поддерживают Азербайджан, оставались на тех же позициях.

Сейчас начнется большая геополитическая игра вокруг энергетических вопросов, военно-технического сотрудничества. Всем хорошо известны принципы функционирования российской экономики. Они все импортируют, кроме вооружения…

- Часть вооружения тоже импортируют…

- Да, на самом деле. Россия, по сути, экспортирует только энергоресурсы. Сейчас сотрудничество между Западом и Россией по многим направлениям будет приостановлено.

Одним словом, воевать можно различными способами. Азербайджан 20 лет не признает оккупации Карабаха. И мы не будем признавать оккупации Крыма. Сколько это продлится – 20 лет или три года, еще посмотрим. Но рано или поздно все вернется обратно…

- Я считаю, что Запад мог бы отреагировать более жестко. Ведь с нечто подобным мир столкнулся в 30-е годы прошлого столетия…

- Состоялось десять заседаний Совбеза ООН, посвященных Украине. После телефонной беседы между Путиным и Обамой Керри разворачивает самолет и летит на переговоры с Лавровым. Командующего силами НАТО в Европе срочно возвращают из Вашингтона в Брюссель. Можно перечислить и многое другое. На самом деле, интерес колоссальный. Но никто не хочет войны.

Абсолютно правильные параллели с прошлым столетием. Сегодня ситуация еще хуже. В случае войны катастрофических последствий не избежать. Ведь сегодня, в отличие от прошлого века, бомбардировка ядерных реакторов будет означать всемирную катастрофу.

Да, мы, скорее всего, желали бы более жесткой реакции Запада. Но, я думаю, и в США, и в Европе существует четкое осознание происходящих процессов. И то, что мы имеем возможность наблюдать, как говорится, в режиме реального времени, это только оболочка того, что на самом деле происходит.

В первую очередь необходимо ситуацию стабилизировать и зафиксировать на конкретном этапе, условно скажем, на 1 июня. Первое – Крым, который является территорией Украины, оккупирован Россией, что не признано международным сообществом.

Второе – Украина провела демократические, справедливые выборы, избрала легитимного президента. Начались конституционные реформы. И не надо нам давать советов. Мы сами прекрасно осознаем необходимость реформирования Конституции. Дело в том, что Конституция 2004 года является компромиссом. Мы сейчас живем в условиях компромисса. Но нельзя до бесконечности жить во “времянке”.

Третье – начнутся экономические реформы, поддержанные международными финансовыми институтами, в том числе ВБ и МВФ. Украине пообещали значительную помощь, беспрецедентную.

zerkalo.az

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: