Регистрация Войти
Вход на сайт

Тайна расстрела человека №2 в КНДР

Тайна расстрела человека №2 в КНДРО причинах ареста и казни Чан Сон Тхэка – "человека номер два" в КНДР и дяди лидера этой страны Ким Чен Ына, а также о последствиях, к которым приведет обострение борьбы в верхушке северокорейского руководства, в интервью "Росбалту" рассказал кореевед, профессор университета Кунмин (Сеул) Андрей Ланьков.

— Как отразится арест и казнь Чан Сон Тхэка на внутриполитической ситуации в КНДР?

— Во-первых, хочу отметить, что это совершенно беспрецедентное решение. С одной стороны, "отделаться от дяди" – это такая хорошая семейная традиция у Кимов. Ким Чен Ир в свое время, в середине 1970-х годов, спровадил в ссылку слишком влиятельного дядю Ким Ен Чжу, который тоже любил лезть не в свои дела и не понимал, что перед бывшим племянником – а ныне Продолжателем Великого Чучхейского Революционного дела – теперь надо стоять по стойке смирно. Но с Ким Ен Чжу обошлось без летального исхода: забывшийся родственник просто исчез. Где-то лет пятнадцать спустя Ким Ен Чжу появился совершенно живой и даже получил какой-то символический пост (жив он и до сих пор).

Так что беспрецедентен не сам факт удаления дяди, а то, что это сопровождалось такими театральными спецэффектами и закончилось расстрелом. Последний раз в Северной Корее объявляли о расстреле крупного сановника в декабре 1955 года, еще при Ким Ир Сене. После этого люди там просто исчезали, но их исчезновение совсем не всегда означало смертную казнь – и даже не всегда тюремное заключение. Куда чаще это была просто довольно комфортабельная ссылка, из которой иногда и возвращались, в том числе и на руководящую работу.

В этом заключалось важное отличие от Советского Союза времен Сталина, где если высокопоставленный чиновник пропадал, то он очень редко потом возвращался живой.

В результате, когда какой-нибудь высокопоставленный северокорейский чиновник или генерал понимал, что над ним сгущаются тучи, то у него не было особого соблазна организовать заговор, бежать за границу, приказать, пока у него есть танковая дивизия, двинуться на Пхеньян. Он знал, что верхушку обычно не убивают. Он понимал, что его ждут довольно небольшие неприятности, ему придется выступать на закрытых собраниях с покаянными речами, а потом его отправят руководить полеводческой бригадой в каком-нибудь дальнем колхозе. Но жизнь его обычно была вне опасности, и шансы, что он вернется на более-менее прежний пост, были всегда.

Сегодня ситуация изменилась – особенно, если за расстрелом Чан Сон Тхэка последуют еще несколько таких казней. Столкнувшись с угрозой опалы, маршалы, генералы и секретари ЦК начнут задаваться вопросом: "а не лучше ли сейчас попытаться сделать что-то радикальное? Например, переворот. Потому что, если просто сидеть и ждать, тогда точно конец, тогда расстрел. А тут есть хоть какая-то надежда на спасение".

Так что произошедшее может оказать достаточно негативное влияние на лояльность элиты. Судя по всему, Ким Чен Ын затеял это все для того, чтобы запугать элиту и показать, что он теперь хозяин и что его надо бояться. Но результаты у него могут получиться прямо противоположные.

Второй важный момент заключается в том, что впервые нарушено правило – члены семьи Кимов неприкосновенны. В прошлом при каких-то семейных конфликтах представителей проигравшей стороны могли сослать, а чаще – просто отправить за границу (где некоторые из них живут десятилетиями) в качестве или дипломатов, или частных лиц. А теперь это правило нарушено, причем нарушено откровенно, цинично и в присутствии простонародья.

Вообще, казнь Чан Сон Тхэка немало поспособствует смущению умов в простом народе. Сама ситуация заставляет задавать очень интересные вопросы. Чан Сон Тхэк, в конце концов, зять Ким Ир Сена. Каким образом Солнце Нации, Великий Вождь Генералиссимус Ким Ир Сен не заметил реакционной сущности своего зятя? Значит ли это, что Ким Ир Сен не настолько гениален, как говорят северокорейские учебники? Да и вообще имидж правящей семьи, члены которой заняты борьбой друг с другом, не способствует увеличению авторитета династии.

— То есть казнь Чон Сон Тхэка – это стратегическая ошибка со стороны Ким Чен Ына?

— Я думаю, что да. Самое разумное для Ким Чен Ына было бы отправить его в комфортабельную отставку. А если уж ему так хотелось убить надоевшего дядю, то можно и нужно было сделать это тихо, не превращая это в шоу. Ким Чен Ын сейчас раскачивает лодку, он разрушает стабильность системы.

— А на экономическом курсе КНДР произошедшие события как-то отразятся?

— Может да, может нет. Точно сказать пока невозможно. Обвинения по экономической части, которые выдвинуты в адрес Чан Сон Тхэка, достаточно путаные.

На Западе сейчас его часто представляют таким героем-реформатором. Возможно, что это действительно так, но я в этом сильно сомневаюсь. Дело в том, что в экспертном сообществе Чан Сон Тхэка за те годы, которые он провел на высоких постах, считали то консерватором, то реформатором. Причем и в том, и в другом случае серьезных доказательств в пользу ни одного, ни другого мнения не предъявлялось.

Если мы посмотрим на обвинения, то в них, с одной стороны, говорится о его злодейской реформаторской сущности (слово "реформа" в Северной Корее вообще считается реакционным, ибо система у них идеальная и по определению ни в каких "реформах" не нуждается). С другой стороны, там говорится, что он мешал экономической деятельности кабинета министров, а именно кабинет министров в последние месяцы инициировал достаточно радикальные экономические преобразования, очень похожие на первые китайские реформы конца 1970-х годов.

Впрочем, удаление Чан Сон Тхэка не имеет отношения к политике как к борьбе программ и идей. Это имеет отношение к политике как к борьбе личностей. Ким Чен Ыну сейчас нужно зачистить политическое пространство от людей отца, с которыми ему работать сложно просто в силу возраста и отличий в мировоззрении. Чан Сон Тхэк как самый яркий из этих людей, стал самой первой жертвой. Точнее, первой гражданской жертвой, потому что зачистка руководства армии прошла с полным успехом еще в прошлом году (и, кстати, при личном участии Чан Сон Тхэка). Были удалены от власти опасные генералы во главе с начальником генерального штаба вице-маршалом Ли Ен Хо. Вице-маршал был снят со всех постов по состоянию здоровья в июле 2012 года, а потом обнаружилось, что все его портреты убраны, его заретушировали на фотографиях, он исчез из кинохроники и отовсюду.

После этого пришла очередь Чан Сон Тхэка. И нет особых сомнений, что потом придет очередь и почти всех остальных нынешних членов руководящей команды. Это люди 60-70 лет. 30-летний руководитель не может с ними работать. Другое дело, что менее импульсивный и более расчетливый лидер действовал бы более аккуратно, поэтапно и убирал бы их не на тот свет, а в почетную отставку. Может, конечно, расстрелом Чан Сон Тхэка и его ближайшего окружения дело ограничится, и дальше снова вернутся к старой традиции отставки.

Я склонен думать, что эта чистка обеспечивает условия для того, чтобы Ким Чен Ын начал проводить реформы, но говорить об этом с уверенностью нельзя будет еще пару лет.

— Одно из обвинений состояло в том, что Чан Сон Тхэк продавал ценные государственные ресурсы Северной Кореи "некой иностранной державе". А практически единственным торговым партнером КНДР является Китай. На ваш взгляд, какова роль китайского фактора в всех этих событиях?

— Китайская проблема – это, пожалуй, самое странное, что произошло (и, может, самое важное). Дело в том, что явных выпадов против Китая в официальных северокорейских документах, появившихся на прошедшей неделе, как минимум, три. Есть там утверждение о том, что Чан Сон Тхэк продавал драгоценные ресурсы страны за границу за бесценок. При этом там упоминается уголь. Единственная страна, которая закупает в каких-либо заметных количествах минеральные ресурсы Северной Кореи – это Китай, а уголь – это чуть ли не главная статья экспорта КНДР в Китай. В другом месте прозвучала фраза о том, Чан Сон Тхэк преступно сдал в аренду "иностранной державе" на 50 лет территорию в специальной экономической зоне Расон. Есть две державы, которые арендовали в Расоне территорию. Одна из них Китай, другая – Россия (когда недавно Владимир Путин был в Южной Корее, широко обсуждался проект, связанный с расонским портом, часть которого Россия арендовала на 50 лет).

Впрочем, не думаю, что это было заявление против России, цель, скорее всего – тот же Китай. Третий выпад заключается в том, что в одном из документов было заявлено, что Чан Сон Тхэк хотел сделать Корею то ли американской полуколонией, то ли сателлитом "одной соседней державы". Понятно, что под таковой совершенно точно подразумевается не Россия, а Китай.

При нынешнем руководстве китайцы и так стали холоднее относиться к Северной Корее, а тут такое. Впрочем, я склонен думать, что если северокорейцы ограничатся такими словесными заявлениями, то Пекин на это никак не отреагируют. Китаю необходима стабильность в регионе, и в общем, ему нужно сохранение разделенной Кореи. Пекину выгодно наличие отдельного северокорейского государства. Они готовы за это платить.

Хотя при новом китайском лидере быть до конца уверенным в этом нельзя. Как показала ситуация вокруг островов Сенкаку, Си Цзиньпин с куда большей жесткостью, чем его предшественники, продавливает китайские национальные интересы и идею китайского величия, намного более охотно демонстрирует, что Китай встал с колен.

Кроме того, известно, что Си Цзиньпин сильно не любит Северную Корею. Так что не исключено, что даже словесные выкрутасы не сойдут Пхеньяну с рук. Непонятно, почему это в принципе было сделано, для чего эти антикитайские выпады были нужны. Китайцы – это главный спонсор Северной Кореи (в последние 5-7 лет так и вовсе единственный). Вдобавок, Китай – это три четверти всей внешней торговли КНДР.

— Что тогда толкнуло Ким Чен Ына на подобный шаг?

— Возможно, это банальная глупость северокорейского руководства, возможно, национализм. Возможно, есть другие, непонятные нам причины. Однако для корейской стороны будет хуже, если Пхеньян не ограничится заявлениями, а решит в одностороннем порядке пересмотреть существующие соглашения с Китаем на том основании, что они были заключены разоблаченным предателем Чан Сон Тхэком и, соответственно, силы не имеют.

Пойдет ли на это Северная Корея? В нормальной ситуации я бы уверенно сказал, что нет, не пойдет. Но то, что мы видим в последние дни, заставляет подозревать, что ситуация ненормальная. Люди, которые там принимают решения, возможно, несколько неадекватны. А значит, есть возможность, что они в одностороннем порядке выдвинут претензии к китайцам (есть также вероятность, хотя и очень небольшая, что они заодно выдвинут претензии и к России). При таком раскладе, всего скорее, последует жесткая реакция Китая.

— И каких последствий ожидать в этом случае?

— Свертывание помощи или вообще ее прекращение, резкое снижение торговли. Для КНДР это будет серьезный экономический удар. В последние годы ситуация с экономикой в Северной Корее улучшилась. Там сложная ситуация, но она улучшается. Скажем так, недоедание есть, но это не голод. Но если китайцы прекратят поддержку, то тогда голод практически неизбежен. А также много чего еще.

Беседовала Татьяна Хрулева

rosbalt.ru

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: