Регистрация Войти
Вход на сайт

Насколько велики шансы подписания Соглашения об ассоциации без освобождения Тимошенко

27 сентября 2013 03:00
1

Насколько велики шансы подписания Соглашения об ассоциации без освобождения ТимошенкоЗа последнюю неделю на Киев обрушился вал ободряющих новостей из Евросоюза. Чиновники и дипломаты наперебой заявляют, что Украина готова к подписанию Соглашения об ассоциации (СА). Похоже, оптимистическая волна достигла и президента Виктора Януковича. Теперь остается лишь гадать, насколько болезненным будет его разочарование после отказа Евросоюза подписать СА. Вероятность этого остается крайне высокой — вопреки бытующему в Киеве мнению, без решения «вопроса Тимошенко» ЕС будет вынужден ограничиться словом «нет» на Вильнюсском саммите.

«Украина выполняет критерии ЕС», «вы достигли потрясающего прогресса», «мы давно не видели такого сотрудничества власти и оппозиции» — вот только несколько месседжей по тематике евроинтеграции, звучавших за последнюю неделю со стороны представителей ЕС. К поддержке украинской власти подключились все: от послов стран ЕС до «профильного» комиссара ЕС Штефана Фюле, который выступил в “Ъ” с настолько позитивным интервью, что оно, по информации источников, даже стало поводом для недовольства некоторых его коллег в Брюсселе.

За впечатляющей волной дифирамбов в адрес Киева остались незамеченными «детали», которые не укладываются в общую позитивную картину. Цитаты посла ЕС Яна Томбинского разошлись в СМИ без упоминания о том, что он не только хвалил Киев, но и напоминал о нерешенном деле Юлии Тимошенко. На фоне оптимистических высказываний Фюле остались без внимания его сигналы в Ялте на тему «освободите Тимошенко».

Итог информационной волны прост и очевиден: власть искренне уверовала в то, что «фактор Тимошенко» уже не является решающим условием подписания СА. Более того, в украинском дипкорпусе решаются напрямую заявлять об этом: Константин Елисеев в интервью “Ъ” сообщил, что невыполнение «индикатора Тимошенко» компенсируется за счет освобождения трех других узников из числа бывших членов ее Кабмина.

Партнеры, друзья и советники в Брюсселе — немногие европейцы, сохранившие канал регулярного общения с первыми лицами страны,— поддерживают такую уверенность Киева.

«Сергей, поверь мне, 29 ноября соглашение об ассоциации будет подписано, а Юля останется в тюрьме. У меня достаточно опыта, чтобы говорить с уверенностью, что ЕС согласится с этим»,— так, без дипломатических изысков, на встрече в Брюсселе убеждал автора этих срок достаточно авторитетный европейский эксперт, сотрудничающий с нынешней украинской властью и во многом формирующий ее позицию.

Естественно, что на этом фоне у Того, Кто Принимает Решения, остается все меньше мотивов наступить на горло собственной песне и выпустить из-за решетки своего самого серьезного политического оппонента. Глава государства, похоже, считает, что фразы о необходимости «решить проблему Тимошенко» в документах и заявлениях ЕС являются не более чем формальностью, а в действительности ее судьба уже никого не заботит.

Вот только в этой логике есть один изъян. За волнами оптимизма Киев предпочитает не замечать другую, пессимистическую точку зрения.

«Украинские власти живут мифами. С чего они взяли, что Германия изменила позицию и готова подписать СА с Юлей за решеткой? Это самообман! И дело не только в позиции Германии. Франция, Британия, южные страны — они тоже не согласятся»,— убеждал “Ъ” другой высокопоставленный собеседник в европейских структурах. Примечательно, что в Украине в этом контексте принято вспоминать только о Берлине: мол, достаточно убедить Меркель — и проблема будет решена. Это еще одно глубочайшее заблуждение власти.

Важный момент: Киеву не стоит рассчитывать, что в ходе внутренних дискуссий в Евросоюзе восточные члены ЕС (плюс Германия, если она действительно согласится идти на уступки) окажутся в большинстве, и в результате, под их натиском, ЕС изменит позицию по «вопросу Юли». Подписи под СА в Вильнюсе должны поставить представители всех 28 стран, поэтому решение о подписании принимается только консенсусом. Более того, процедура подписания соглашений об ассоциации с третьими странами детально описана в лиссабонском соглашении — базовом договоре ЕС. И это не оставляет сторонникам подписания никакого пространства для маневра.

А если консенсуса в ЕС нет, это приравнивается к отказу от подписания договора.

Геополитический расчет на то, что Евросоюз заберет Украину лишь для того, чтобы она не ушла к России, также уже не работает. И дело тут не в мифах, распространяемых европейцами: мол, «мы не играем в геополитику». Играют, да еще как. Просто вероятность того, что Янукович выберет «армянский сценарий» и неожиданно вступит в Таможенный союз, существенно снизилась после взаимных оскорблений, звучавших в последние месяцы между Киевом и Москвой.

А позориться перед европейскими избирателями, у которых слово «Украина» прочно ассоциируется с фамилией Тимошенко, и отказываться от своих требований о ее освобождении согласятся далеко не все правительства. Напомню, для отказа ЕС достаточно отказа одной страны.

К слову, Киев и Брюссель до сих пор продолжают повторять, что крайней датой для решения вопроса о подписании СА является 21 октября (в этот день состоится заседание Совета ЕС на уровне глав МИДов). В действительности же никто из дипломатов, причастных к процессу, не ждет в этот день позитивных для Украины новостей. «В том, что 21-го крайний срок снова будет отодвинут, нет ни малейших сомнений. На нас будут давить до последнего (с требованием об освобождении экс-премьера.— “Ъ”)»,— поделился один из собеседников “Ъ”.

На решение «дела Юли» до 21 октября не рассчитывает и миссия Кокса–Квасьневского. Александр Квасьневский в интервью “Ъ” уже заявил, что рассчитывает на продление мандата миссии. А вчера вечером депутат Европарламента Павел Залевский заявил: комитет по международным делам проинформировали, что отчет миссии отложен на месяц, до 15 ноября.

По информации “Ъ”, об ожидаемом неуспехе 21 октября проинформирован и президент Виктор Янукович. Украинский лидер намерен ждать до конца — в уверенности, что в последний момент ЕС уступит и подпишет соглашение. Дата этого «последнего момента» также известна: Совет ЕС вновь обсудит украинский вопрос 18 ноября.

Эта дата — действительно крайняя, после нее ЕС технически не успевает согласовать какое-либо решение. Отсутствие консенсуса 18 ноября будет означать окончательное «нет» подписанию СА с Украиной на Вильнюсском саммите.

Единственной надеждой евроинтеграторов остаются встречи на высшем уровне. Лидеры ЕС один за другим инициируют встречи с господином Януковичем, и нет сомнения, что на переговорах за закрытыми дверьми раз за разом звучит фамилия Тимошенко: европейцы пытаются ликвидировать свои же ошибки и снизить неоправданно высокий уровень оптимизма своего собеседника.

На минувшей неделе в Ялте прошла целая серия таких встреч. Вчера в Нью-Йорке с Виктором Януковичем встретились президенты Еврокомиссии и Европейского совета, а вслед за ними — сразу семь президентов центрально-европейских стран–членов ЕС. Без сомнений, этот ряд будет продолжен — новые срочные встречи будут появляться в повестке господина Януковича и до 21 октября, и после этой даты. Вот только нет уверенности, что они достигнут того результата, на который рассчитывает Брюссель.

И уж точно практически ни у кого нет понимания, каковы будут действия Виктора Януковича, когда он поймет, что планы разрушены и ехать в Вильнюс без решения «проблемы Тимошенко» просто не имеет смысла.

Впрочем, шанс на подписание все еще остается. Виктор Янукович изредка передает в Брюссель сигналы о том, что он готов «сменить гнев на милость» и запустить юридическую схему освобождения Тимошенко. Вчера вечером, после очередной информационной атаки со стороны европейских друзей, президент вновь намекнул, что решение «вопроса Тимошенко» до саммита не исключено. В Брюсселе его слова воспринимают с осторожным оптимизмом — европейцы помнят, как часто Янукович обманывал их ранее.

К слову, схема освобождения экс-премьера в общих чертах уже давно согласована сторонами (хоть штаб Тимошенко и опровергает сведения об этом). Ключ — в руках одного человека. Вернее, двоих — ведь сама Юлия Владимировна также должна дать согласие на выезд в Германию. Хотя в случае ее отказа шансы на подписание останутся, и это — единственный вариант, допускающий успешный саммит в Вильнюсе, о результатах которого госпожа Тимошенко узнает в стенах харьковской больницы «Укрзализныци».

kommersant.ua

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии: (1)
так думаю 27 сентября 2013 03:49

Тимошенко преступила закон и нехай сидит. А если даже её выпустят, не дай Бог, Европа тут же найдёт новую причину шантажировать Украину.

Цитировать          1
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: