Регистрация Войти
Вход на сайт

Секреты успеха ультранационалистических радикалов

7 августа 2013 16:15

Секреты успеха ультранационалистических радикаловПолитологи, которые накануне парламентстких выборов 2012 года говорили о партии Олега Тягнибока не иначе как о маргиналах, кто удивленно, кто уважительно, а кто испуганно, сегодня рассуждают о «феномене» украинских националистов. 

Действительно, еще недавно казалось, что река Збруч четко отделяет «ареал обитания» «Свободы» от остальной «поміркованої» Украины. Но внезапно из объединения радикалов, вдохновляющихся идеями Д. Донцова, М. Сциборского и прочих духовных отцов украинского «интегрального национализма», партия Олега Тягнибока превратилась в полноценную и даже где-то респектабельную парламентскую партию с десятипроцентной поддержкой по всей стране. 

С чего бы это, спрашивается? И за какой счет, если принять во внимание, что любая партия — это всегда чрезвычайно затратное удовольствие...

Прогнозируемая внезапность 

С одной стороны, разумеется, взлет «Свободы» может показаться действительно внезапным лишь тем, кто совершенно не интересуется политическими тенденциями в Европе и мире. А там сейчас наблюдается тенденция повсеместного роста популярности партий правонационалистического толка. 

Сегодня даже в тех странах, где еще совсем недавно ультранационалистические лидеры вроде француза Ле Пена или немца Удо Фогта и мечтать не могли о том, чтобы преодолеть минимальный процентный барьер, все увереннее обживаются в стенах парламентов. Более того, уже создана националистическая фракция в Европарламенте... 

С другой стороны, тенденции тенденциями, а в каждой стране правые радикалы имеют свои собственные корни и прорастают на почве, удобренной отечественным навозом. Поэтому, пусть и принимая во внимание общую радикализацию определенной части западных избирателей, куда интереснее ответить на вопрос, откуда берется все возрастающая поддержка националистов в Украине? 

Большинство отечественных экспертов сходится во мнении, что все усиливающееся тяготение украинцев к праворадикальной риторике обусловлено массовым разочарованием в «демократических» лозунгах умеренных оппозиционных партий вроде обезглавленной «Батькивщини», бесславно почившего в бозе «Фронта змин» и явно «проектного» «УДАРа». На фоне их достаточно осторожных симуляций «политической борьбы с режимом» внешне монолитная и агрессивная «Свобода» начинает казаться все привлекательней. 

Интересно, но определенные симпатии партия Тягнибока начинает вызывать в среде украинцев, которых ранее трудно было заподозрить в какой-либо нетерпимости. А ведь ксенофобия партийных вождей «свободовцев» звучит буквально из каждого публичного выступления. Вообще, партия только недавно сменила рунический символ Вольфсангель, украшавший штандарты дивизии СС «Дас Райх», на патриотический желтый «пальце-тризуб». И теперь эта организация пользуется все возрастающей симпатией даже в среде интеллигенции.

У нас это в крови? 

Недавний скандал с победой украинской блогерши Елены Билозерской (называющей себя «умеренной расисткой») в авторитетном международном конкурсе The Bobs (46% украинцев, голосовавших за лучший блог, поддержало именно ее ресурс), заставил задуматься о глубинных изменениях в украинском обществе. 

Заместитель директора по научным вопросам Института социологии НАНУ Евгений Головаха, в частности, считает: «Нужно честно признать: у нас уровень общей нетолерантности очень высок. Недовольство существующей властью и разочарование в традиционной оппозиции приводит к радикализации настроений украинцев и... прямо пропорционально увеличению рейтинга „Свободы“. Кроме того, подобная тенденция свидетельствует о росте уровня нетерпимости в стране». 

Интересно, что лично Тягнибок неоднократно заявлял, что обвинения в фашизме, антисемитизме, ксенофобии — не более чем провокационные инсинуации «регионалов» и коммунистов, боящихся роста национального самосознания в стране. 

Впрочем, чтобы получить представление о подлинной сути исповедуемых политиком ценностей, лучше всего послушать его самого. Тем более, что судя по словам самого лидера «Свободы», он и его соратники не собираются отказываться от идеалов своих духовных предтеч в угоду электоральной привлекательности. 

«Конечно, в зависимости от изменений политической ситуации мы корректируем определенные программные позиции, но они не должны идти вразрез с принципиальными идеологическими убеждениями. Если мы ради политической конъюнктуры будем менять свои политические позиции, то не будем иметь никаких перспектив ни на Востоке, ни на Западе. К тому же идеология украинского национализма зародилась не на Западе, а на Востоке Украины — вспомним Михновского, Донцова, Сциборского и других», — это одно из выступлений Олега Тягнибока накануне парламентских выборов 2012 года.

Как по писаному... 

А вот еще одно из заявлений Олега Тягнибока: «Мы основываем нашу идеологию на трудах... Донцова, просто пытаемся их „осовременить“ к теперешним реалиям и условиям нашей жизни». 

— Каких именно трудах? — спросят те, что повъедливее. 

— Какого это Донцова? — поинтересуются те, которые знают об украинском национализме только то, что он «буржуазный», а о его творцах и идеологах ничего не слышали. 

Тогда вот парочка программных принципов от Донцова — создателя теории «лицарей та свинопасів» (именно на такие две части он делил как еще не существующую украинскую нацию, так и любую нацию вообще): 

«Империализм — это не только грабеж, но и одновременно выполнение общественных обязанностей в общественных интересах нациями, призванными и способными на это. Есть высшие и менее значимые народы, те, которые умеют править другими (и собой) и народы, которые этого не умеют... Право сильных рас организовывать людей и народы для укрепления существующей культуры и цивилизации...» 

«Для великих рас есть нечто высшее, нежели жизнь единиц. И для этого „нечто“ они готовы жертвовать даже жизнью единиц». 

А вот слова еще одного из идейных столпов «Свободы» — Миколы Сциборского, также высоко чтимого Олегом Тягнибоком: 

«Фашизм — это прежде всего национализм — любовь к своей родине и патриотические чувства, доведенные до самоотречения и культа жертвенного фанатизма». 

Стоит ли в таком случае удивляться не только удивительной схожести «волчьего крюка» — своеобразного герба СНПУ с символикой войск Третьего рейха, но и целому ряду программных документов Национал-социалистической партии Германии и Социал-национальной партии Украины? Например: 

«Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности»

(Из программы НСДАП, впервые озвученной Гитлером в 1920 г.). 

«Что есть народ? Каждый народ представляет собой чётко различаемое всеми единство. Одна кровь, одна земля, один язык, традиции, культура и история находятся в неразрывной связи друг с другом» (Генрих Гиммлер «Эсэсовец и вопрос крови»). 

А вот уже не рейхсфюрер Гиммлер, это — ближайшая соратница Олега Тягнибока Ирина Фарион: «Гиперболическая антитеза свой — чужой, то есть украинец — жид, немец, москаль, становится средством утверждения соответствующей идеологемы, то есть удачным и остропублицистическим приёмом». И как логичное продолжение сказанного: «Зобов’язати кандидатів на всі виборні посади зазначати в офіційних біографіях національну приналежність» (Из предвыборной программы ВО «Свобода, 2012 г.). 

А вот еще парочка утверждений-близнецов: 

«Если народ становится многонациональным, он перестает быть хозяином своей собственной судьбы. Такой народ превращается в игрушку для чужеродных сил» (А. Гитлер «Майн кампф»).

«Согласно зарубежным указаниям и благодаря попустительству нашей демо-либеральной власти Украина превращается в многонациональный мусорник» (О. Тягнибок, 1 июля 2009 г.).

«По делам их узнаете их» 

Очевидно, что подавляющее большинство тех, кто проголосовал за «Свободу» вчера и собирается голосовать за нее завтра, не занимается подобным текстологическим анализом. Они ориентируются на то, что лежит на поверхности, вернее, на то, что стремятся показать им лидеры этой партии: сплоченность рядов, бескомпромиссный патриотизм, последовательность и решительность своих членов. То есть, вроде бы, не на слова, а на дела. 

В таком случае интересно проанализировать, есть ли вообще интеллектуалы в рядах украинских социал-националистов, которые совсем недавно еще и свое теневое правительство создали. Теоретически, партия, претендующая возглавить правительство, должна иметь в своих рядах хозяйственников, экспертов из разных областей госуправления и пр. 

Вообще, как управляют «свободовцы» на местах, лучше всех знают в Тернопольской области. Именно там партия Тягнибока победила еще на досрочных местных выборах в 2010 году. В результате, уже через три месяца после победы «Свободы» проблему вывоза мусора из Тернополя решали на уровне Кабинета Министров Украины... 

Парламентская деятельность «Свободы» также не изобилует экономическими законопроектами. Все, что предлагали «свободовцы» за отчетный период — это законопроект о запрете использования русского алфавита в почтовых отправлениях, борьба не на жизнь, а на смерть с памятниками «вождю террора» Ленину и запрет абортов. 

На последнюю инициативу, кстати, весьма остроумно отреагировали активистки FEMEN, распространив следующее заявление: «Вместо национализации преступных капиталов, националисты первым делом взялись за национализацию вагины. Очевидно, что собственниц вагин они боятся гараздо меньше, чем собственников этих самых капиталов».

Трогательный союз 

Характерно, что президент Объединенной еврейской общины Украины и глава Еврейского совета Европы Игорь Коломойский, кажется, тоже не видит в радикальной риторике «Свободы» никакой угрозы своему миллиардному состоянию (которое давно уже большей частью выведено за рубежи нестабильного отечества). 

Для примера, «Батькивщина» у Коломойского вызывала куда большие опасения: «Это монопартия, основанная на одном человеке. Вождизм со стремлением вождя к неограниченной власти. Я как-то говорил, что если Тимошенко станет президентом, то я уеду в эмиграцию. Ну а если я не в эмиграции, значит, все в порядке». 

А вот со «Свободой», считает все тот же господин Коломойский, волноваться не о чем: 

«„Свобода“ явно сместилась от ультранационализма ближе к центру, стала более умеренной. Если раньше их электорат составлял 2-3 процента маргинального населения, то теперь их электоральная база выросла. Они вполне в ближайшее время могут стать лидерами Запада и Центра Украины». 

Эта трогательная взаимная симпатия Олега Ярославовича и Игоря Валерьевича, которого злые языки давно уже называют «главным карманом» «Свободы» и который ни разу не опроверг этих слухов о финансовой поддержке им антисемитской партии, давно уже стала общественным достоянием...

Дежавю? 

Пока же Украина полным ходом движется к сценарию, в свое время успешно опробованному Леонидом Кучмой. Второй президент Украины в 1999-ом сделал все возможное, чтобы во второй тур президентских выборов вышел не «умеренный демократ» — Сан Саныч Мороз, а «ярый коммунист» Петр Симоненко. 

Уже сегодня Михаил Чечетов называет Олега Тягнибока «сильным конкурентом Виктору Януковичу во втором туре». А сам Тягнибок подхватывает: «Ми можемо побачити таку картину, коли у другий тур можуть увійти навіть двоє опозиційних депутатів. І таке може статися. З іншого боку, якщо у другий тур виходить представник влади, президент Янукович, і будь-який кандидат від опозиції, тут вже важливо, щоб вся опозиція підтримала цього єдиного кандидата». 

Что ж, история, как известно, учит только тому, что у нее никто не хочет ничему учиться...

inpress.ua

Рейтинг статьи:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: